Г. А. Калдузова
Обзор новых публикаций по проблемам высшего образования
В современных социально-экономических условиях развития России,
модернизации образования, перестройки его структуры, подписания Россией
Болонской декларации одним из актуальных вопросов является положение
послевузовского образования, в том числе аспирантуры. <...> Ее развитие
характеризуется, с одной стороны, быстрыми темпами роста численности
аспирантов, увеличением доли выпускников, оканчивающих аспирантуру с
защитой диссертации, с другой — снижением роста численности занятых в
науке. <...> Этой проблеме, а также ряду смежных вопросов посвящен настоящий
обзор литературы. <...> В первом номере журнала «Alma mater: Вестник высшей школы» за 2008
год опубликована статья вице-президента РАО, председателя Экспертного
совета по педагогике и психологии ВАК Д. Фельдштейна <...> «О состоянии и путях
повышения качества диссертационных исследований по педагогике и
психологии». <...> Эта публикация подготовлена на основании выступления Д. И.
Фельдштейна 23 января 2008 г. на расширенном заседании Президиума РАН,
посвященного качеству диссертационных исследований. <...> Но при одном условии: если это подлинно научное исследование на
актуальную тему, а не имитация науки. <...> Президиум РАО обсудил пути улучшения качества диссертационных
исследований по педагогике и психологии. <...> В обсуждении постановления Д. И. Фельдштейн заострил внимание на
том, что потребности современного образования требуют разработки новых
концепций, расширения исследований, выявляющих закономерности
психического, психофизиологического, социального, личностного развития
человека. <...> Обострилась необходимость постоянного взаимодействия педагогов и
психологов в системной организации научного поиска по приоритетным
проблемам, постановке и решению новых тем, новых задач, что предполагает
проведение фундаментальных теоретических исследований, их сочетание с
опытно-экспериментальными
разработками <...>
Обзор_новых_публикаций_по_проблемам_высшего_образования.pdf
Г. А. Калдузова
Обзор новых публикаций по проблемам высшего образования
В современных социально-экономических условиях развития России,
модернизации образования, перестройки его структуры, подписания Россией
Болонской декларации одним из актуальных вопросов является положение
послевузовского образования, в том числе аспирантуры. Ее развитие
характеризуется, с одной стороны, быстрыми темпами роста численности
аспирантов, увеличением доли выпускников, оканчивающих аспирантуру с
защитой диссертации, с другой — снижением роста численности занятых в
науке. Этой проблеме, а также ряду смежных вопросов посвящен настоящий
обзор литературы.
В первом номере журнала «Alma mater: Вестник высшей школы» за 2008
год опубликована статья вице-президента РАО, председателя Экспертного
совета по педагогике и психологии ВАК Д. Фельдштейна «О состоянии и путях
повышения качества диссертационных исследований по педагогике и
психологии». Эта публикация подготовлена на основании выступления Д. И.
Фельдштейна 23 января 2008 г. на расширенном заседании Президиума РАН,
посвященного качеству диссертационных исследований.
Научные исследователи обогащают теорию, способствуют развитию
практики. Но при одном условии: если это подлинно научное исследование на
актуальную тему, а не имитация науки.
Президиум РАО обсудил пути улучшения качества диссертационных
исследований по педагогике и психологии.
В обсуждении постановления Д. И. Фельдштейн заострил внимание на
том, что потребности современного образования требуют разработки новых
концепций, расширения исследований, выявляющих закономерности
психического, психофизиологического, социального, личностного развития
человека.
Обострилась необходимость постоянного взаимодействия педагогов и
психологов в системной организации научного поиска по приоритетным
проблемам, постановке и решению новых тем, новых задач, что предполагает
проведение фундаментальных теоретических исследований, их сочетание с
опытно-экспериментальными разработками,
создание новых методик
(диагностирующих, проектирующих, формирующихся).
Автор подчеркивает и то, что при этом педагогическая и психологическая
науки не могут игнорировать своеобразный вызов со стороны других научных
направлений и дисциплин, изучающих человека и его развитие. Необходимо
более энергично работать «на стыке» с ними.
Д. И. Фельдштейн с сожалением отмечает, что реальное состояние
педагогических и психологических исследований, выполненных на разных
уровнях, по многим параметрам не соответствует требованиям, предъявляемым
современной действительностью. Более того, по оценке автора, рост числа
диссертационных работ в области психологии и педагогики сопровождается
Стр.1