Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова»
МАТЕРИАЛЫ
К ФОНЕМНОМУ И МОРФЕМНОМУ
АНАЛИЗУ СЛОВ
Методические рекомендации
Архангельск
2009
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета
филологии и журналистики ПГУ имени М.В.Ломоносова
Составитель – Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка ПГУ
Рецензент – А.В.Петров, доктор филологических наук, доцент кафедры истории
русского языка и диалектологии
В материалах представлены образцы комплексного подхода к анализу
слова с точки зрения его внешней формы и внутренней структуры, взаимосвязи
фонемного и морфемного анализа. <...> М.В.Ломоносова, 2009
2
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Понимание фонемного и морфемного строения слова выступает основой
языкового развития учащегося, неотъемлемой частью языковой культуры
человека. <...> Предлагаемые задания полностью строятся на вопросах школьных
программ 5-9 классов и представляют собой пример комплексного подхода к
анализу слова, системного использования базовых понятий и терминов,
изучаемых в школьном курсе родного языка. <...> Цель этих материалов прежде всего в том, чтобы показать учителю, как
изучение фонетики в 5 классе должно дальше служить при изучении
морфологии частей речи, как фонетический разбор из формального «придатка»
превратить в совершенный инструмент для познания родного слова: его
строения, значения и применения. <...> Запишите слова в транскрипции (обозначьте фонемный, звуковой состав
слов) и докажите, что буквы е, ё, ю, я всегда выполняют двойную роль. <...> [э], [о], [у], [а], но и звук [й], его артикуляцию (средняя часть спинки языка
артикулирует вверх, к нёбу). <...> Эта артикуляция самостоятельна только на конце
слова и перед согласным: май, майка, сарай, скамейка. <...> Если эта артикуляция не самостоятельна, а дополнительна к основной
артикуляции согласного, то согласный становится <...>
Материалы_к_фонемному_и_морфемному_анализу_слов._Методические_рекомендации._.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова»
МАТЕРИАЛЫ
К ФОНЕМНОМУ И МОРФЕМНОМУ
АНАЛИЗУ СЛОВ
Методические рекомендации
Архангельск
2009
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета
филологии и журналистики ПГУ имени М.В.Ломоносова
Составитель – Э.Н. Осипова, кандидат филологических наук, доцент кафедры
русского языка ПГУ
Рецензент – А.В.Петров, доктор филологических наук, доцент кафедры истории
русского языка и диалектологии
В материалах представлены образцы комплексного подхода к анализу
слова с точки зрения его внешней формы и внутренней структуры, взаимосвязи
фонемного и морфемного анализа.
Методические рекомендации предназначены для учителей русского языка,
абитуриентов и студентов филологических факультетов.
Поморский государственный
университет им. М.В.Ломоносова, 2009
2
Стр.2
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Понимание фонемного и морфемного строения слова выступает основой
языкового развития учащегося, неотъемлемой частью языковой культуры
человека. Без внимания к структуре родного слова, его внешней, звуковой, форме и
внутренней, морфемной,
организации невозможно воспитание и
орфографической зоркости учащихся, овладение ими в полном объеме речевой
культурой.
Предлагаемые задания полностью строятся на вопросах школьных
программ 5-9 классов и представляют собой пример комплексного подхода к
анализу слова, системного использования базовых понятий и терминов,
изучаемых в школьном курсе родного языка.
Цель этих материалов прежде всего в том, чтобы показать учителю, как
изучение фонетики в 5 классе должно дальше служить при изучении
морфологии частей речи, как фонетический разбор из формального «придатка»
превратить в совершенный инструмент для познания родного слова: его
строения, значения и применения.
Материалы могут быть использованы в 9–11 классах для повторения и
углубления программных вопросов по русскому языку, для подготовки к
экзамену.
3
Стр.3