Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Система речевых упражнений по русскому языку в начальных классах: метод. рекомендации. 2-е изд., испр. (110,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова Элина Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц41
ID145749
АннотацияВ методических рекомендациях раскрывается сущность системы речевых упражнений, направленных на развитие речевой культуры учащихся с первого года обучения. Приводится список литературы для учителя. На знакомых учителю текстах даются примерные задания, упражнения для II–III классов, отражающие охарактеризованную систему. Разработаны задания к текстовым упражнениям учебника по русскому языку А.В. Поляковой для III класса.
Кем рекомендованоПечатается по решению редакционно-издательской комиссии факуль-тета филологии и журналистики Поморского государственного универ-ситета имени М.В.Ломоносова
Кому рекомендованоПредназначается для учителей начальных, 5–6 классов, студентов педаго-гических факультетов.
Система речевых упражнений по русскому языку в начальных классах: метод. рекомендации. 2-е изд., испр. / Э.Н. Осипова .— : [Б.и.], 2001 .— 41 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145749 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» <...> Э.Н.Осипова СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Методические рекомендации Архангельск 2009 Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка <...> Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова В методических рекомендациях раскрывается сущность системы речевых упражнений, направленных на развитие речевой культуры учащихся с первого года обучения. <...> На знакомых учителю текстах даются примерные задания, упражнения для II–III классов, отражающие охарактеризованную систему. <...> Разработаны задания к текстовым упражнениям учебника по русскому языку А.В. Поляковой для III класса. <...> Речевые упражнения на уроках русского языка Полное овладение родным языком выступает инструментарием развития личности в процессе образования. <...> Поэтому знание системы языка (лексики, грамматики) – не самоцель, важно обучение владению языком, правильному и умелому использованию его в речевой практике. <...> Такой путь позволит поставить в центр урока разнообразные речевые упражнения, носящие творческий характер и предполагающие мини-поиск, ставящие учащихся в условия выбора наиболее точных и выразительных средств для данной речевой ситуации. <...> Во-первых, это ежедневная словарная (лексическая) работа по тексту:  выявление особенностей употребления слова в тексте: оттенка его значения, важного для контекста, переносного значения слова, его образности, метафоричности, иносказательности;  определение и объяснение уместности – неуместности слова в предложении, тексте, замена его более уместным, точным или выразительным;  подбор более точного синонима для слова – обязательно в данном предложении, сочетании, в определенном тексте <...>
Система_речевых_упражнений_по_русскому_языку_в_начальных_классах_метод._рекомендации._2-е_изд.,_испр._.pdf
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова» Э.Н.Осипова СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Методические рекомендации Архангельск 2009
Стр.1
Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Э.Н. Осипова Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Г.В.Полякова; заместитель директора гимназии №3 г. Архангельска О.Е.Чернакова. Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова В методических рекомендациях раскрывается сущность системы речевых упражнений, направленных на развитие речевой культуры учащихся с первого года обучения. Приводится список литературы для учителя. На знакомых учителю текстах даются примерные задания, упражнения для II–III классов, отражающие охарактеризованную систему. Разработаны задания к текстовым упражнениям учебника по русскому языку А.В. Поляковой для III класса. Предназначается для учителей начальных, 5–6 классов, студентов педагогических факультетов.  Поморский государственный университет имени М.В.Ломоносова, 2009 2
Стр.2
I. Речевые упражнения на уроках русского языка Полное овладение родным языком выступает инструментарием развития личности в процессе образования. Поэтому знание системы языка (лексики, грамматики) – не самоцель, важно обучение владению языком, правильному и умелому использованию его в речевой практике. Для этого должен быть своевременно задействован «механизм речи» ребенка, его индивидуальные особенности и творческие способности. Современные методисты (А.Ю. Купалова) путь «от грамматики к речи» прямо называют порочным. На уроках родной словесности в начальный период обучения важно специфически организовать материал, создать методику, работающую на развитие интереса к родному языку, осознание его богатства и выразительных возможностей. «Канва» этого методического пути прозрачна: первое: определить те умения и навыки, которые выступают ведущими в каждый отрезок учебной программы и учебного времени (неделя, месяц, четверть, класс); второе: отобрать языковой материал, который обеспечит углубленную и осознанную работу над выделенными умениями и навыками; третье: изучая этот учебный материал по соответствующим параграфам учебников, вести вдумчивую и последовательную работу по усвоению этих умений и навыков. Такой путь позволит поставить в центр урока разнообразные речевые упражнения, носящие творческий характер и предполагающие мини-поиск, ставящие учащихся в условия выбора наиболее точных и выразительных средств для данной речевой ситуации. Только так можно приучить к внутреннему анализу используемых слов, конструкций, осознанному их отбору уже с первой ступени изучения родного языка. Только так складывается, воспитывается речевая культура человека. Каковы же эти речевые упражнения? Во-первых, это ежедневная словарная (лексическая) работа по тексту:  выявление особенностей употребления слова в тексте: оттенка его значения, важного для контекста, переносного значения слова, его образности, метафоричности, иносказательности;  определение и объяснение уместности – неуместности слова в предложении, тексте, замена его более уместным, точным или выразительным;  подбор более точного синонима для слова – обязательно в данном предложении, сочетании, в определенном тексте – с последующим объяснением оттенков в значении, уместности употребления с учетом стиля и разновидности речи;  введение эпитетов, сравнений в приведенный текст. Словарную работу в начальных классах очень важно вести, не вообще подбирая синонимы, выявляя многозначность слова и различая значения слов (это лишь одна разновидность словарной работы – т.н. языковые упражне3
Стр.3
ния), а с учетом трех стилей речи, актуальных для речевой практики детей и наиболее контрастных: разговорного, художественного и научно-делового (Т.А. Ладыженская). Если для разговорного стиля характерны непринужденность и живость, для художественного – важны образность и эмоциональность, то в научно-деловом общении необходимы строгость и точность. И нивелировать эти функциональные качества речи – признаки стилей – значит обеднять речь детей, делать ее трафаретной. Ведь именно ситуация общения, речевая ситуация выдвигает определенные требования к отбору содержания и к отбору языковых средств для его выражения. Привлекать внимание детей к жизни слова в тексте нужно начинать уже в букварный период: выявлять слова, употребленные в переносном значении, выделять точные, образные значения. Уже при чтении текстов Букваря учитель вводит элементы языкового анализа. Например, при чтении текста «Родина» (с. 77 Букваря) учитель ставит такие вопросы (М.С. Соловейчик): – Как вы представляете себе картину, нарисованную в предложении: Тракторы бороздят поля? – А если бы тут было сказано: На полях работают тракторы.– увидели бы мы такую же картину? – Какое же слово помогло нарисовать ее? Систематическое проведение подобной беседы по выбору слова в тексте, использование эксперимента типа: заменить слово (сочетание, предложение) другим, близким по значению, провести сопоставление с авторским вариантом, объяснить, почему автор предпочел данный вариант (точнее передает мысль, нагляднее рисует картину, полнее выражает настроение и т.д.), позволит учителю все глубже вести работу по толкованию слова, его значения и применения и в итоге осуществлять лингво-эстетический анализ текста на уроках чтения. Во-вторых, это должны быть разнообразные синтаксические упражнения:  составление предложений на употребление слова в определенном значении;  вставка в текст нужных по смыслу слов;  введение образных средств с тем, чтобы они служили точному развитию мысли;  перестройка предложения, а затем и текста в отношении трех его основных признаков: связности, логичности (последовательности) и членимости;  словесное «рисование»: по картине, рисунку, по началу рассказа, по воображению и т.д. Пример работы над художественной миниатюрой «Весенняя лужайка» во II классе: Учитель: – Представим себе такую картину: Яркое солнце, лужайка, покрытая молодой весенней травой, желтые одуванчики… Давайте словами нарисуем эту картину. Если художник выбирает нужные краски, то мы должны выбрать нужные слова. О чем? 4
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.