Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова» <...> Э.Н.Осипова
СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Методические рекомендации
Архангельск
2009
Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка <...> Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета филологии и журналистики Поморского государственного университета имени М.В.Ломоносова
В методических рекомендациях раскрывается сущность системы речевых
упражнений, направленных на развитие речевой культуры учащихся с первого года обучения. <...> На знакомых
учителю текстах даются примерные задания, упражнения для II–III классов,
отражающие охарактеризованную систему. <...> Разработаны задания к текстовым
упражнениям учебника по русскому языку А.В. Поляковой для III класса. <...> Речевые упражнения на уроках русского языка
Полное овладение родным языком выступает инструментарием развития
личности в процессе образования. <...> Поэтому знание системы языка (лексики,
грамматики) – не самоцель, важно обучение владению языком, правильному
и умелому использованию его в речевой практике. <...> Такой путь позволит поставить в центр урока разнообразные речевые
упражнения, носящие творческий характер и предполагающие мини-поиск,
ставящие учащихся в условия выбора наиболее точных и выразительных
средств для данной речевой ситуации. <...> Во-первых, это ежедневная словарная (лексическая) работа по тексту:
выявление особенностей употребления слова в тексте: оттенка его значения, важного для контекста, переносного значения слова, его образности, метафоричности, иносказательности;
определение и объяснение уместности – неуместности слова в предложении, тексте, замена его более уместным, точным или выразительным;
подбор более точного синонима для слова – обязательно в данном предложении, сочетании, в определенном тексте <...>
Система_речевых_упражнений_по_русскому_языку_в_начальных_классах_метод._рекомендации._2-е_изд.,_испр._.pdf
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Поморский государственный университет
имени М.В.Ломоносова»
Э.Н.Осипова
СИСТЕМА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Методические рекомендации
Архангельск
2009
Стр.1
Автор: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка
Э.Н. Осипова
Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы
Г.В.Полякова;
заместитель директора гимназии №3 г. Архангельска
О.Е.Чернакова.
Печатается по решению редакционно-издательской комиссии факультета
филологии и журналистики Поморского государственного университета
имени М.В.Ломоносова
В методических рекомендациях раскрывается сущность системы речевых
упражнений, направленных на развитие речевой культуры учащихся с первого
года обучения. Приводится список литературы для учителя. На знакомых
учителю текстах даются примерные задания, упражнения для II–III классов,
отражающие охарактеризованную систему. Разработаны задания к текстовым
упражнениям учебника по русскому языку А.В. Поляковой для III класса.
Предназначается для учителей начальных, 5–6 классов, студентов педагогических
факультетов.
Поморский государственный
университет имени М.В.Ломоносова, 2009
2
Стр.2
I. Речевые упражнения на уроках русского языка
Полное овладение родным языком выступает инструментарием развития
личности в процессе образования. Поэтому знание системы языка (лексики,
грамматики) – не самоцель, важно обучение владению языком, правильному
и умелому использованию его в речевой практике. Для этого должен быть
своевременно задействован «механизм речи» ребенка, его индивидуальные
особенности и творческие способности.
Современные методисты (А.Ю. Купалова) путь «от грамматики к речи»
прямо называют порочным. На уроках родной словесности в начальный период
обучения важно специфически организовать материал, создать методику,
работающую на развитие интереса к родному языку, осознание его богатства
и выразительных возможностей. «Канва» этого методического пути прозрачна:
первое:
определить те умения и навыки, которые выступают ведущими в
каждый отрезок учебной программы и учебного времени (неделя, месяц, четверть,
класс);
второе: отобрать языковой материал, который обеспечит углубленную и
осознанную работу над выделенными умениями и навыками;
третье: изучая этот учебный материал по соответствующим параграфам
учебников, вести вдумчивую и последовательную работу по усвоению этих
умений и навыков.
Такой путь позволит поставить в центр урока разнообразные речевые
упражнения, носящие творческий характер и предполагающие мини-поиск,
ставящие учащихся в условия выбора наиболее точных и выразительных
средств для данной речевой ситуации. Только так можно приучить к внутреннему
анализу используемых слов, конструкций, осознанному их отбору
уже с первой ступени изучения родного языка. Только так складывается,
воспитывается речевая культура человека.
Каковы же эти речевые упражнения?
Во-первых, это ежедневная словарная (лексическая) работа по тексту:
выявление особенностей употребления слова в тексте: оттенка его значения,
важного для контекста, переносного значения слова, его образности, метафоричности,
иносказательности;
определение и объяснение уместности – неуместности слова в предложении,
тексте, замена его более уместным, точным или выразительным;
подбор более точного синонима для слова – обязательно в данном предложении,
сочетании, в определенном тексте – с последующим объяснением
оттенков в значении, уместности употребления с учетом стиля и разновидности
речи;
введение эпитетов, сравнений в приведенный текст.
Словарную работу в начальных классах очень важно вести, не вообще
подбирая синонимы, выявляя многозначность слова и различая значения слов
(это лишь одна разновидность словарной работы – т.н. языковые упражне3
Стр.3
ния), а с учетом трех стилей речи, актуальных для речевой практики детей и
наиболее контрастных: разговорного, художественного и научно-делового
(Т.А. Ладыженская). Если для разговорного стиля характерны непринужденность
и живость, для художественного – важны образность и эмоциональность,
то в научно-деловом общении необходимы строгость и точность. И
нивелировать эти функциональные качества речи – признаки стилей – значит
обеднять речь детей, делать ее трафаретной. Ведь именно ситуация общения,
речевая ситуация выдвигает определенные требования к отбору содержания
и к отбору языковых средств для его выражения.
Привлекать внимание детей к жизни слова в тексте нужно начинать уже в
букварный период: выявлять слова, употребленные в переносном значении,
выделять точные, образные значения. Уже при чтении текстов Букваря учитель
вводит элементы языкового анализа. Например, при чтении текста «Родина»
(с. 77 Букваря) учитель ставит такие вопросы (М.С. Соловейчик):
– Как вы представляете себе картину, нарисованную в предложении:
Тракторы бороздят поля?
– А если бы тут было сказано: На полях работают тракторы.– увидели
бы мы такую же картину?
– Какое же слово помогло нарисовать ее?
Систематическое проведение подобной беседы по выбору слова в тексте,
использование эксперимента типа: заменить слово (сочетание, предложение)
другим, близким по значению, провести сопоставление с авторским вариантом,
объяснить, почему автор предпочел данный вариант (точнее передает
мысль, нагляднее рисует картину, полнее выражает настроение и т.д.), позволит
учителю все глубже вести работу по толкованию слова, его значения и
применения и в итоге осуществлять лингво-эстетический анализ текста на
уроках чтения.
Во-вторых, это должны быть разнообразные синтаксические упражнения:
составление предложений на употребление слова в определенном значении;
вставка в текст нужных по смыслу слов;
введение образных средств с тем, чтобы они служили точному развитию
мысли;
перестройка предложения, а затем и текста в отношении трех его основных
признаков: связности, логичности (последовательности) и членимости;
словесное «рисование»: по картине, рисунку, по началу рассказа, по воображению
и т.д.
Пример работы над художественной миниатюрой «Весенняя лужайка» во
II классе:
Учитель: – Представим себе такую картину: Яркое солнце, лужайка,
покрытая молодой весенней травой, желтые одуванчики… Давайте словами
нарисуем эту картину. Если художник выбирает нужные краски, то мы
должны выбрать нужные слова. О чем?
4
Стр.4