Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Общее языкознание. Идеи и методы современного языкознания: уч.-метод. рекомендации. (110,00 руб.)

0   0
АвторыОсипова Элина Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц24
ID145746
АннотацияДанные учебно-методические материалы предназначаются студентам V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и литература». Содержат программы учебных курсов «Общее языкознание» и «Идеи и методы современного языкознания, списки учебной литературы, во-просы к семинарским занятиям, контрольной работе, к экзамену по общему языкознанию (X семестр), итоговому зачету (XII семестр).
Кому рекомендованопредназначаются студентам V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и литература».
Общее языкознание. Идеи и методы современного языкознания: уч.-метод. рекомендации. / Э.Н. Осипова .— : [Б.и.], 2012 .— 24 с. — URL: https://rucont.ru/efd/145746 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИДЕИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Учебно-методические материалы Архангельск Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 2012 2 Составитель – Осипова Э.Н., доцент кафедры русского языка и речевой культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ Рецензент – Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры диалектологии и истории русского языка ИФиМК САФУ Данные учебно-методические материалы предназначаются студентам V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и литература». <...> Содержат программы учебных курсов «Общее языкознание» и «Идеи и методы современного языкознания, списки учебной литературы, вопросы к семинарским занятиям, контрольной работе, к экзамену по общему языкознанию (X семестр), итоговому зачету (XII семестр). <...> 3 Объяснительная записка Курс «Общее языкознание» – один из завершающих общетеоретическую подготовку филологов на заочном отделении Института филологии и межкультурной коммуникации. <...> Курс «Идеи и методы современного языкознания» ведется в течение 4х семестров V и VI курсов в объеме 52 часов параллельно, во-первых, с курсом общего языкознания, и, во-вторых, с курсами стилистики, лингвистики текста и филологического анализа текста. <...> Таким образом, этот курс предполагает знакомство с современными решениями проблем языкознания и современными лингвистическими теориями, составляющими антропоцентрическую парадигму науки, как-то: психолингвистикой, нейролингвистикой, когнитивистикой, коммуникативной лингвистикой, а также с интерлингвистическими теориями: социолингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией и т.п. <...> Предлагаемая программа в содержательной части представляет вопросы обоих курсов в общем развернутом виде, но курс общего языкознания направлен на постижение базовых вопросов лингвистики, перечень <...>
Общее_языкознание._Идеи_и_методы_современного_языкознания_уч.-метод._рекомендации._.pdf
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ ИДЕИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ Учебно-методические материалы Архангельск Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова 2012
Стр.1
2 Составитель – Осипова Э.Н., доцент кафедры русского языка и речевой культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ Рецензент – Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры диалектологии и истории русского языка ИФиМК САФУ Данные учебно-методические материалы предназначаются студентам V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и литература». Содержат программы учебных курсов «Общее языкознание» и «Идеи и методы современного языкознания, списки учебной литературы, вопросы к семинарским занятиям, контрольной работе, к экзамену по общему языкознанию (X семестр), итоговому зачету (XII семестр). © Осипова Э.Н.
Стр.2
3 Объяснительная записка Курс «Общее языкознание» – один из завершающих общетеоретическую подготовку филологов на заочном отделении Института филологии и межкультурной коммуникации. Цель курса – обобщить знания, полученные в курсах современного русского языка, исторической грамматики, стилистики и других языковедческих дисциплин, и углубить, расширить понимание основных общетеоретических вопросов языкознания. Задачи курса: показать поступательное развитие науки о языке, раскрыть основные проблемы языка в их современном понимании и объяснении, охарактеризовать методы и приемы изучения и описания языка. «Общее языкознание» изучается в IX и X семестрах (всего 14 часов), предполагает большую самостоятельную работу студентов, выполнение контрольной работы в X семестре, семинарские занятия и экзамен в летнюю сессию X семестра. Курс «Идеи и методы современного языкознания» ведется в течение 4х семестров V и VI курсов в объеме 52 часов параллельно, во-первых, с курсом общего языкознания, и, во-вторых, с курсами стилистики, лингвистики текста и филологического анализа текста. Таким образом, этот курс предполагает знакомство с современными решениями проблем языкознания и современными лингвистическими теориями, составляющими антропоцентрическую парадигму науки, как-то: психолингвистикой, нейролингвистикой, когнитивистикой, коммуникативной лингвистикой, а также с интерлингвистическими теориями: социолингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией и т.п. Соответственно студенты знакомятся и в определенной степени овладевают методами современного лингвистического анализа. Эти направления учебной деятельности будут способствовать успешному выполнению выпускной квалификационной работы. Предлагаемая программа в содержательной части представляет вопросы обоих курсов в общем развернутом виде, но курс общего языкознания направлен на постижение базовых вопросов лингвистики, перечень которых дается. Вопросы, выносимые на семинарские занятия, списки учебной и дополнительной литературы, а также контрольные и экзаменационные вопросы разграничены по этим двум курсам.
Стр.3
4 Содержание курсов 1. Языкознание в системе научного знания. Объект и предмет языкознания: речевая деятельность (langage) и язык. Связь языкознания с науками о человеке и обществе. Основные этапы в развитии языкознания. Сущность различий в принципах и подходах к изучению языка натуралистическим, логическим, психологическим, структуральным направлениями в истории лингвистических учений. Преемственность истории и теории языкознания. Выделение базовых антиномий, определяющих сущность языка: ergon – energeia (В. Гумбольдт), язык – речь (Ф. Соссюр), система – функционирование (ПЛШ), говорение – понимание. Особенности современного языкознания: изучение не только системы и структуры языка, но и речевой деятельности и ее продуктов (текст, дискурс), живой речи, развитие методов структурного анализа и экспериментальных методов, математического описания языка (компьютерная лингвистика). Понятие научной парадигмы как системы воззрений на язык в определенную эпоху развития научного знания, смена парадигм в языкознании: от диахронической атомарно-таксонимической (XIX век) к системноструктурной (30-е – 60-е годы XX века) и антропоцентрической (с 70-х годов XX века), определяющие принципы этих парадигм: сравнение и историзм, целостность и системность, деятельность и функция. Сущность системоцентризма и антропоцентризма. Полипарадигмальный подход к языку. Функциональная лингвистика. Лингвистика текста. Интегральные тенденции в современном языкознании. Коммуникативно-прагматическое и дискурсивнокогнитивное ответвления в современной парадигме. Социолингвистика, этнолингвистика, психолингвистика. Многоаспектность языка как источник многообразия подходов к его изучению и сложной структуры современного языкознания. 2. Проблема сущности, природы и происхождения языка. Биологическая, психологическая и социальная точки зрения на природу языка: язык – «естественный организм», развивающийся по законам природы (А. Шлейхер); язык – выражение народного духа (В. Гумбольдт) или проявление психики индивида (младограмматики); язык – социальный продукт. Различные гипотезы происхождения языка: «естественные» (звукоподражательная, междометная, ономатопоэтическая, трудовых выкриков) и конвенциональные («социального договора»); трудовые гипотезы Ч. Дарвина, Л. Нуаре, Ф. Энгельса («сначала труд, а затем и вместе с ним язык») и обще
Стр.4

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ