ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИДЕИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Учебно-методические материалы
Архангельск
Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
2012
2
Составитель – Осипова Э.Н., доцент кафедры русского языка и речевой
культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ
Рецензент – Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры диалектологии и истории русского языка ИФиМК САФУ
Данные учебно-методические материалы предназначаются студентам
V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной
коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и
литература». <...> Содержат программы учебных курсов «Общее языкознание» и
«Идеи и методы современного языкознания, списки учебной литературы, вопросы к семинарским занятиям, контрольной работе, к экзамену по общему
языкознанию (X семестр), итоговому зачету (XII семестр). <...> 3
Объяснительная записка
Курс «Общее языкознание» – один из завершающих общетеоретическую подготовку филологов на заочном отделении Института филологии и
межкультурной коммуникации. <...> Курс «Идеи и методы современного языкознания» ведется в течение 4х семестров V и VI курсов в объеме 52 часов параллельно, во-первых, с курсом общего языкознания, и, во-вторых, с курсами стилистики, лингвистики
текста и филологического анализа текста. <...> Таким образом, этот курс предполагает знакомство с современными решениями проблем языкознания и современными лингвистическими теориями, составляющими антропоцентрическую парадигму науки, как-то: психолингвистикой, нейролингвистикой,
когнитивистикой, коммуникативной лингвистикой, а также с интерлингвистическими теориями: социолингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией и т.п. <...> Предлагаемая программа в содержательной части представляет вопросы обоих курсов в общем развернутом виде, но курс общего языкознания
направлен на постижение базовых вопросов лингвистики, перечень <...>
Общее_языкознание._Идеи_и_методы_современного_языкознания_уч.-метод._рекомендации._.pdf
ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИДЕИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ
Учебно-методические материалы
Архангельск
Северный (Арктический) федеральный университет
имени М.В. Ломоносова
2012
Стр.1
2
Составитель – Осипова Э.Н., доцент кафедры русского языка и речевой
культуры Института филологии и межкультурной коммуникации САФУ
Рецензент – Петров А.В., доктор филологических наук, доцент кафедры
диалектологии и истории русского языка ИФиМК САФУ
Данные учебно-методические материалы предназначаются студентам
V–VI курсов заочного отделения Института филологии и межкультурной
коммуникации, обучающихся по специальности 05.03.01 – «русский язык и
литература». Содержат программы учебных курсов «Общее языкознание» и
«Идеи и методы современного языкознания, списки учебной литературы, вопросы
к семинарским занятиям, контрольной работе, к экзамену по общему
языкознанию (X семестр), итоговому зачету (XII семестр).
© Осипова Э.Н.
Стр.2
3
Объяснительная записка
Курс «Общее языкознание» – один из завершающих общетеоретическую
подготовку филологов на заочном отделении Института филологии и
межкультурной коммуникации. Цель курса – обобщить знания, полученные
в курсах современного русского языка, исторической грамматики, стилистики
и других языковедческих дисциплин, и углубить, расширить понимание
основных общетеоретических вопросов языкознания. Задачи курса: показать
поступательное развитие науки о языке, раскрыть основные проблемы языка
в их современном понимании и объяснении, охарактеризовать методы и приемы
изучения и описания языка.
«Общее языкознание» изучается в IX и X семестрах (всего 14 часов),
предполагает большую самостоятельную работу студентов, выполнение контрольной
работы в X семестре, семинарские занятия и экзамен в летнюю сессию
X семестра.
Курс «Идеи и методы современного языкознания» ведется в течение 4х
семестров V и VI курсов в объеме 52 часов параллельно, во-первых, с курсом
общего языкознания, и, во-вторых, с курсами стилистики, лингвистики
текста и филологического анализа текста. Таким образом, этот курс предполагает
знакомство с современными решениями проблем языкознания и современными
лингвистическими теориями, составляющими антропоцентрическую
парадигму науки, как-то: психолингвистикой, нейролингвистикой,
когнитивистикой, коммуникативной лингвистикой, а также с интерлингвистическими
теориями: социолингвистикой, этнолингвистикой, лингвокультурологией
и т.п. Соответственно студенты знакомятся и в определенной степени
овладевают методами современного лингвистического анализа. Эти
направления учебной деятельности будут способствовать успешному выполнению
выпускной квалификационной работы.
Предлагаемая программа в содержательной части представляет вопросы
обоих курсов в общем развернутом виде, но курс общего языкознания
направлен на постижение базовых вопросов лингвистики, перечень которых
дается. Вопросы, выносимые на семинарские занятия, списки учебной и дополнительной
литературы, а также контрольные и экзаменационные вопросы
разграничены по этим двум курсам.
Стр.3
4
Содержание курсов
1. Языкознание в системе научного знания.
Объект и предмет языкознания: речевая деятельность (langage) и язык.
Связь языкознания с науками о человеке и обществе. Основные этапы в развитии
языкознания. Сущность различий в принципах и подходах к изучению
языка натуралистическим, логическим, психологическим, структуральным
направлениями в истории лингвистических учений. Преемственность истории
и теории языкознания. Выделение базовых антиномий, определяющих
сущность языка: ergon – energeia (В. Гумбольдт), язык – речь (Ф. Соссюр),
система – функционирование (ПЛШ), говорение – понимание. Особенности
современного языкознания: изучение не только системы и структуры языка,
но и речевой деятельности и ее продуктов (текст, дискурс), живой речи, развитие
методов структурного анализа и экспериментальных методов, математического
описания языка (компьютерная лингвистика).
Понятие научной парадигмы как системы воззрений на язык в определенную
эпоху развития научного знания, смена парадигм в языкознании: от
диахронической атомарно-таксонимической (XIX век) к системноструктурной
(30-е – 60-е годы XX века) и антропоцентрической (с 70-х годов
XX века), определяющие принципы этих парадигм: сравнение и историзм,
целостность и системность, деятельность и функция. Сущность системоцентризма
и антропоцентризма. Полипарадигмальный подход к языку. Функциональная
лингвистика. Лингвистика текста. Интегральные тенденции в современном
языкознании. Коммуникативно-прагматическое и дискурсивнокогнитивное
ответвления в современной парадигме. Социолингвистика, этнолингвистика,
психолингвистика. Многоаспектность языка как источник
многообразия подходов к его изучению и сложной структуры современного
языкознания.
2. Проблема сущности, природы и происхождения языка.
Биологическая, психологическая и социальная точки зрения на природу
языка: язык – «естественный организм», развивающийся по законам природы
(А. Шлейхер); язык – выражение народного духа (В. Гумбольдт) или проявление
психики индивида (младограмматики); язык – социальный продукт.
Различные гипотезы происхождения языка: «естественные» (звукоподражательная,
междометная, ономатопоэтическая, трудовых выкриков) и конвенциональные
(«социального договора»); трудовые гипотезы Ч. Дарвина, Л.
Нуаре, Ф. Энгельса («сначала труд, а затем и вместе с ним язык») и обще
Стр.4