МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
Учебно-методические материалы
по курсу «Прикладная социальная психология»
0
ШУЯ 20011
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «ШГПУ»
Составитель: Голубева М.В., кандидат философских наук,
доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»
Рецензент: Плисенко Н.В., кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии детства ГОУ ВПО «ШГПУ»
Прикладная социальная психология: Учебно-методические материалы/ Сост. <...> Учебно-методические материалы по курсу «Прикладная социальная психология» содержат
информацию по прикладным аспектам социальной психологии. <...> Особый акцент делается на
организацию и методики социально-психологической диагностики и социально-психологического
воздействия (тренинги, дискуссии, интерактивные игры). <...> Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения .... <...> Особенности прикладного аспекта социальной психологии
Все исследования в науке делятся на фундаментальные и прикладные. <...> Главная цель прикладного исследования – отыскание
способов применения на практике того, что открыто при помощи фундаментальных
исследований. <...> Сам факт появления в науке прикладных исследований свидетельствует о резком
возрастании ее роли в современном обществе: это проявляется и в том, что результаты
научных исследований включаются в развитие самых различных областей общественной
жизни, а прямые приложения науки к практике требуют новых форм ее организации:
возникают специальные учреждения, осуществляющие прикладные исследования, в разных
звеньях общественного организма создаются специальные "службы", представляющие ту
или иную науку. <...> Прикладные исследования в различных областях науки обладают <...>
Прикладная_социальная_психология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра психологии
Учебно-методические материалы
по курсу «Прикладная социальная психология»
0
Стр.1
ШУЯ 20011
Печатается по решению редакционно-издательского
совета ФГБОУ ВПО «ШГПУ»
Составитель: Голубева М.В., кандидат философских наук,
доцент кафедры психологии ГОУ ВПО «ШГПУ»
Рецензент: Плисенко Н.В., кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии детства ГОУ ВПО «ШГПУ»
Прикладная социальная психология: Учебно-методические материалы/ Сост. М.В. Голубева. – Шуя:
Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ» - стр.
Учебно-методические материалы по курсу «Прикладная социальная психология» содержат
информацию по прикладным аспектам социальной психологии. Особый акцент делается на
организацию и методики социально-психологической диагностики и социально-психологического
воздействия (тренинги, дискуссии, интерактивные игры).
Учебно-методические материалы предназначены для студентов направления подготовки
«Психология».
Издательство ФГБОУ ВПО « ШГПУ», 2011
1
Стр.2
Оглавление
Введение. Особенности прикладного аспекта социальной психологии ..................................................... 3
Социально-психологическая диагностика ..................................................................................................... 5
Метод опроса ................................................................................................................................................ 6
Методики изучения внутригрупповых отношений ................................................................................... 6
Методика 1. Социометрия ....................................................................................................................... 6
Методика 2. Внешнегрупповая референтометрия .............................................................................. 11
Методы диагностики состояния малой группы....................................................................................... 12
Определение психологического климата группы ............................................................................... 12
Определение индекса групповой сплоченности Сишора. ................................................................. 16
Оценка агрессивности в отношениях: тест Ассингера .................................................................. 17
Социально-психологическая характеристика личности в группе ......................................................... 20
Методика 1. Оценочные стереотипы восприятия и понимания людьми друг друга ...................... 21
Методика 2. Восприятие индивидом группы ...................................................................................... 22
Коммуникативные качества личности ..................................................................................................... 25
Методика 1. Оценка коммуникативных и организаторских склонностей в процессе общения .... 25
Методика 2. Тест коммуникативных умений (Л. Михельсон) ............................................................ 29
Межличностные отношения в малой группе ........................................................................................... 35
Методика 1. Типы поведения в конфликтной ситуации по К.Томасу ................................................ 35
Диагностика лидерства и руководства ..................................................................................................... 38
Методика 1. Стиль руководства ............................................................................................................ 38
Методика 2.Оценка способности к эффективному управлению ....................................................... 43
Социально-психологическое воздействие ................................................................................................... 47
Метод тренинга .......................................................................................................................................... 47
Интерактивные игры .................................................................................................................................. 48
Метод групповой дискуссии ..................................................................................................................... 50
Тренинг межличностного общения .......................................................................................................... 51
Общение как социально-психологическое явление ........................................................................... 51
Содержание тренинга ............................................................................................................................ 53
Научитесь слушать партнера ................................................................................................................. 59
Развитие социальной перцепции.......................................................................................................... 66
Литература ...................................................................................................................................................... 68
2
Стр.3