Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Шуйский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
«Социальная психология»
Учебные материалы
Шуя 2009
1
Печатается по решению редакционно-издательского
совета Шуйского государственного педагогического
университета. <...> Составитель: Голубева М.В., кандидат философских наук,
доцент кафедры психологии ШГПУ. <...> Это сложная система социальных и межличностных отношений, имеющая свои законы и
подчиняющаяся своим правилам. <...> Психологические особенности человеческих сообществ,
психологию межличностных отношений, а также поведение человека как существа социального изучает такая наука как социальная психология. <...> Социальными психологами такие общие законы разрабатываются для описания
и объяснения человеческого взаимодействия. <...> Это было во многом связано с развитием экспериментальных социально-психологических исследований, начало которым было положено Ф. <...> Наибольшей известностью среди социальных психологов пользуются теории К. Левина <...> В отличие от общей психологии наблюдение в
социальной психологии может быть сторонним, когда исследователь не является членом на5
блюдаемой группы и изучает межличностные процессы извне, и включенным, когда психолог является членом данной группы и воспринимается ее членами как “свой”. <...> Западноевропейские философы выделяют два типа человеческой культуры:'' культуру
стыда'' и ''культуру вины'', которые определяются противоположностью фундаментальных
критериев оценки поведения индивида. <...> В ''культуре вины'' на первый
план выступает внутренняя система ценностей - ''суд совести'', - не зависящая от ''суда
толпы''. <...> (Примером ''культуры вины'' может служить библейская культура, ставшая основой христианской) <...> . Чувство вины более сложное чувство, чем чувство стыда; оно предполагает развитое нравственное сознание и самооценку на основе интериоризированных социальных норм. <...>
Социальная_психология.pdf
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
«Шуйский государственный педагогический университет»
Кафедра психологии
«Социальная психология»
Учебные материалы
Шуя 2009
1
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательского
совета Шуйского государственного педагогического
университета.
Составитель: Голубева М.В., кандидат философских наук,
доцент кафедры психологии ШГПУ.
Рецензент: Плисенко Н.В., кандидат психологических наук,
доцент кафедры педагогики и психологии детства ШГПУ.
Социальная психология: Учебные материалы/ Сост. М.В. Голубева. – Шуя: Изд-вл
ГОУ ВПО «ШГПУ» – изд-е 2-е испр. и доп. …с.
Учебно-методические материалы по социальной психологии предназначены для студентов
как очного, так
и заочного отделений обучающихся по специальности «Педагогика
и психология» и направлению подготовки «Психология», а так же слушателей ФПК, изучающих
курс «Социальная психология».
Учебно-методические материалы включают в себя краткое содержание курса и методические
рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.
Издательство ГОУ ВПО « ШГПУ», 2009.
2
Стр.2
Оглавление
ЧАСТЬ I. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА....................................................................................................4
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................................................................4
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. ..............................................................................6
Тема 1. Представления о личности как продукте общества. Личность как явление в истории общества...6
Тема 2. Социализация личности ......................................................................................................................16
РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГИЯ ГРУППЫ................................................................................................................19
Тема 1. Понятие о группе и общегрупповой деятельности............................................................................19
Тема 2. Культура группы................................................................................................................................21
ТЕМА 3. КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП..........................................................................................................................23
Динамика развития группы..............................................................................................................................24
РАЗДЕЛ 3. ОБЩЕНИЕ.........................................................................................................................................25
Тема 1. Понятие об общении. .........................................................................................................................25
Тема 2. Коммуникативная сторона общения..................................................................................................29
Тема 3. Перцептивная сторона общения........................................................................................................33
Тема 4. Интерактивная сторона общения. ....................................................................................................36
Тема 5. Межличностные конфликты..............................................................................................................38
РАЗДЕЛ 4. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ ГРУПП................................................................................................44
Тема 1. Виды больших групп ............................................................................................................................44
Стихийные группы...........................................................................................................................................44
Тема 2. Общение в больших группах ................................................................................................................45
РАЗДЕЛ 5. ПРИКЛАДНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ...........................................................................46
Тема 1. Социально - психологическая диагностика.........................................................................................46
Тема 2. Социально-психологическое воздействие ...........................................................................................51
Тема 3. Сферы применения прикладной социальной психологии.....................................................................56
ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................................................................................59
Обязательная литература:.............................................................................................................................59
Дополнительная литература: .........................................................................................................................59
ЧАСТЬ 2. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ......62
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.....................................63
ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ......................................................................................................................65
ПОДГОТОВКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ...............................................................................70
Контрольные работы......................................................................................................................................70
Рефераты и доклады. ......................................................................................................................................70
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................................................72
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ..................................................................73
ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ .......................................................................................75
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ..........................................................................................................................................75
3
Стр.3