Г.В. БУКАЛОВА, А.Н. НОВИКОВ
ПРОБЛЕМА НОРМИРОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Авторами раскрываются педагогические аспекты использования неклассического социально-образовательного феномена - компетентностной модели выпускника
вуза в качестве средства, отражающего норму результата профессионального образования. <...> Вновь касаясь проблемы организации компетенностно-ориентированного образования, авторы обосновывают возможность достижения согласованности целей образовательной системы вуза с целевыми установками сферы производства относительно формирования ее трудовых ресурсов. <...> Признание современным академическим
сообществом приоритетности компетентно-ориентированного образования выдвигает проблему нормирования его результата в терминах «компетентность» и «компетенции». <...> Системообразующую функцию процесса подготовки выпускника
вуза выполняют образовательные цели[1]. <...> Именно они определяют основную методологическую направленность образовательного процесса и
связывают воедино все его компоненты. <...> Понимание того, что цели функционирования системы профессиональной подготовки в области автотранспортного производства формируются вне этой системы, что они исходят из производственной сферы автотранспортного комплекса и общегосударственных социально-экономических тенденций формирования
трудовых ресурсов выявляет проблему адекватного нормирования результата профессионального образования. <...> Средством достижения согласованности указанных целей может выступать компетентностная
модель выпускника вуза, как описательный аналог компетентности моло-
122
Мир транспорта и технологических машин
Мир транспорта и технологических машин 2009
дого специалиста. <...> Отсюда, как очевидное, следует возможность отнесения ее не к технократическому, а к социально-педагогическому явлению. <...> Соответственно, компетентностная модель может использоваться
как значимый элемент процесса <...>
Проблема_нормирования_результата_профессионального_образования_.pdf
№2/25(5.57)2009 (апрель-июнь) Образование и кадры
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
УДК 74.584.31
Г.В. БУКАЛОВА, А.Н. НОВИКОВ
ПРОБЛЕМА НОРМИРОВАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Авторами раскрываются педагогические аспекты использования неклассического
социально-образовательного феномена - компетентностной модели выпускника
вуза в качестве средства, отражающего норму результата профессионального образования.
Вновь касаясь проблемы организации компетенностно-ориентированного образования,
авторы обосновывают возможность достижения согласованности целей образовательной
системы вуза с целевыми установками сферы производства относительно
формирования ее трудовых ресурсов.
Ключевые слова: компетентностная модель; технократическое явление; Полисемантическая
сущность; компрессивность; детерменированность; индивидуальная
интерпретация.
The authors show pedagogical aspects of use of non-classical social-educational phenomenon
- the competence model of a higher school graduating student as a tool reflecting a
standard of a result ofprofessional education. Again touching the problem of organization of
profession-directed education, the authors substantiate the possibility of agreement approaching
in purposes of an educational system of a higher school with purposeful definitions of a
production sphere with regard to the formation of its labour resources.
Keywords: competence model, technocratic phenomenon, poly-semantic essence,
compressibility, determination, individual interpretation.
Актуальность привлечения процедуры нормирования в сферу инженерного
образования обуславливается наблюдаемой в настоящее время
сменой стихийно самоорганизующегося профессионального образования
на образование проектного типа. Признание современным академическим
сообществом приоритетности компетентно-ориентированного образования
выдвигает проблему нормирования его результата в терминах «компетентность»
и «компетенции».
Системообразующую функцию процесса подготовки выпускника
вуза выполняют образовательные цели[1]. Именно они определяют основную
методологическую направленность образовательного процесса и
связывают воедино все его компоненты. Понимание того, что цели функционирования
системы профессиональной подготовки в области автотранспортного
производства формируются вне этой системы, что они исходят
из производственной сферы автотранспортного комплекса и общегосударственных
социально-экономических тенденций формирования
трудовых ресурсов выявляет проблему адекватного нормирования результата
профессионального образования. Средством достижения согласованности
указанных целей может выступать компетентностная
модель выпускника вуза, как описательный аналог компетентности моло122
Мир
транспорта и технологических машин
Стр.1