Мир транспорта и технологических машин 2009
ОБРАЗОВАНИЕ
И
КАДРЫ
УДК 371.014.3 <...> Г.В. БУКАЛОВА, А.Н. НОВИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ
ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Авторам представляется современная тенденция использования компетентностного подхода в профессиональном образовании технического профиля. <...> Указаны методические приемы выявления выпускающей кафедры совокупности компетенций, входящих в состав компетентностной модели. <...> Профессиональная компетентность персонала возводится в ранг основной ценности предприятия, обеспечивающей его конкурентное преимущество. <...> Компетентность
персонала, являясь функцией капитала и труда, во много определяет эффективность использования материальных ресурсов. <...> Профессиональное образование - система с трудно определимым
эффектом функционирования. <...> Компетентность же выпускника вуза, как
явление новой образовательной культуры, достаточно полно представляет его результат. <...> Это указывает на актуальность использования в сфере
профессионального образования компетентного подхода, как некой позиции, обуславливающей особенности проектирования, организации и исследования образовательного процесса [1]. <...> По отношению к компетентностному подходу такими категориями выступают «компетентность» и «компетенция». <...> Структуру компетентности специалиста технического профиля целесообразно представить, состоящей из следующих
элементов: совокупности компетенций, профессионального опыта и
должностных полномочий. <...> При этом компетенция рассматривается как
«обобщенная характеристика личности (специалиста), определяющая
проявляемую им готовность использовать свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» [3, с. <...> Полномочия же в сфере инженерной деятельности понимаются
как право на выполнение определенных производственных или управлен-
117
Л°1/24(565)2009
(январь-март) Образование <...>
Методические_аспекты_разработки_компетентностной_модели_выпускника_вуза.pdf
Мир транспорта и технологических машин 2009
ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ
УДК 371.014.3
Г.В. БУКАЛОВА, А.Н. НОВИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ
ВЫПУСКНИКА ВУЗА
Авторам представляется современная тенденция использования компетентностного
подхода в профессиональном образовании технического профиля. Указаны методические
приемы выявления выпускающей кафедры совокупности компетенций, входящих
в состав компетентностной модели.
Основным ресурсом развитая современного автообслуживающего
производства становится человеческий капитал. Профессиональная компетентность
персонала возводится в ранг основной ценности предприятия,
обеспечивающей его конкурентное преимущество. Компетентность
персонала, являясь функцией капитала и труда, во много определяет эффективность
использования материальных ресурсов.
Профессиональное образование - система с трудно определимым
эффектом функционирования. Компетентность же выпускника вуза, как
явление новой образовательной культуры, достаточно полно представляет
его результат. Это указывает на актуальность использования в сфере
профессионального образования компетентного подхода, как некой позиции,
обуславливающей особенности проектирования, организации и исследования
образовательного процесса [1]. Любой педагогический подход
характеризуется определенной идеей, центрирующейся на какой-либо
смыслообразующей категории. По отношению к компетентностному подходу
такими категориями выступают «компетентность» и «компетенция».
интеллектуально
Под
компетентностью понимается «основывающаяся на знаниях,
и личностно
обусловленная
образовательнопрофессиональная
характеристика человека [2].
Данное определение указывает на очевидную структурность компетентности
специалиста. Структуру компетентности специалиста технического
профиля целесообразно представить, состоящей из следующих
элементов: совокупности компетенций, профессионального опыта и
должностных полномочий. При этом компетенция рассматривается как
«обобщенная характеристика личности (специалиста), определяющая
проявляемую им готовность использовать свой потенциал (знания, умения,
опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной
профессиональной области» [3, с.46].
Полномочия же в сфере инженерной деятельности понимаются
как право на выполнение определенных производственных или управлен117
Стр.1