Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

«Валькирия» Рихарда Вагнера в неосуществленных эскизах Николая Рериха // Журнал любителей искусства. 1997. № 2. С. 78 – 86 (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЯковлева Елена Пантелеевна
Издательство[Б.и.]
Страниц9
ID14054
АннотацияАвтор исследует творчество Н.К. Рериха в период создания им оформления к операм Р. Вагнера. Вагнер был единственным зарубежным композитором в театральной практике Рериха. Е.П. Яковлева пишет: «Как никому из живописцев – современников Рериха – художнику удалось уловить сам дух вагнеровской музыки и воплотить его в своих работах, достигнув при этом удивительной адекватности музыкальных и зрительных образов». Автор рассказывает об истории создания художественных произведений Н. Рериха к операм Р. Вагнера и судьбе этих работ художника.
Кому рекомендованоинтересующимся историей искусства
Яковлева, Е.П. «Валькирия» Рихарда Вагнера в неосуществленных эскизах Николая Рериха // Журнал любителей искусства. 1997. № 2. С. 78 – 86 / Е.П. Яковлева .— : [Б.и.], 1997 .— 9 с. — URL: https://rucont.ru/efd/14054 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Елена Яковлева "Валькирия" Рихарда Вагнера в неосуществленных эскизах Николая Рериха Первым русским художником, создавшим эскизы декораций к музыкальной драме Рихарда Вагнера "Валькирия", был Николай Константинович Рерих (1874–1947). <...> Как никому из живописцев - современников Рериха художнику удалось уловить сам дух вагнеровской музыки и воплотить его в своих работах, достигнув при этом удивительной адекватности музыкальных и зрительных образов. <...> По существу, с этих произведений, как и с исполненного в том же 1907 году для петербургского "Старинного театра" эскиза декораций к драме "Три волхва", началась профессиональная работа Рериха в области театрально-декорационного искусства. <...> 1907 г. Сегодня из трех эскизов к вагнеровской "Валькирии", известных немногим музейным работникам и специалистам по русскому искусству, в оригинале можно увидеть лишь один - эскиз декораций первого акта,"Жилище Гундинга" (1). <...> В течение пяти десятилетий эскиз "Жилище Гундинга" значился в фонде рисунка ГТГ как недатированный "эскиз декораций Н.К. Рериха", не будучи связан ни с какой конкретной постановкой. <...> Работа по составлению каталога театральных эскизов художника позволила автору этих строк произвести атрибуцию, в результате которой произведение получило истинное название и дату (2). <...> Два других эскиза к "Валькирии" - "Ущелье" и "Заклятие огня" - до настоящего времени не обнаружены. <...> Заклятие огня" издательство Общества Святой Евгении напечатало в виде открытого письма в цвете. <...> И, тем не менее, даже в таком виде они позволяют судить о замыслах художника и его видении сценических образов музыкальной драмы Вагнера. <...> Вагнер был единственным зарубежным композитором в театральной практике Рериха. <...> Трижды художник обращался к оформлению его произведений: в 1907 году исполнил вышеупомянутые эскизы к "Валькирии", в 1912 - подготовил полный комплект изумительных эскизов декораций и костюмов <...>
«Валькирия»_Рихарда_Вагнера_в_неосуществленных_эскизах_Николая_Рериха__Журнал_любителей_искусства._1997._№_2._С._78_–_86.pdf
http://www.frinet.org/classica/2/elena.htm Журнал любителей искусства. 1997. № 2. С. 78 – 86. Елена Яковлева "Валькирия" Рихарда Вагнера в неосуществленных эскизах Николая Рериха Первым русским художником, создавшим эскизы декораций к музыкальной драме Рихарда Вагнера "Валькирия", был Николай Константинович Рерих (1874–1947). Исполненные в 1907 году, они не получили сценического воплощения и сегодня мало кому известны. Между тем, в творчестве мастера эти произведения занимают существенное место. Значительно выделяются они и в контексте сценических проектов оформления "Валькирии". Как никому из живописцев - современников Рериха - художнику удалось уловить сам дух вагнеровской музыки и воплотить его в своих работах, достигнув при этом удивительной адекватности музыкальных и зрительных образов. По существу, с этих произведений, как и с исполненного в том же 1907 году для петербургского "Старинного театра" эскиза декораций к драме "Три волхва", началась профессиональная работа Рериха в области театрально-декорационного искусства. Н.Рерих Эскиз декораций "Жилище Гундинга". 1907 г. Сегодня из трех эскизов к вагнеровской "Валькирии", известных немногим музейным работникам и специалистам по русскому искусству, в оригинале можно увидеть лишь один - эскиз декораций первого акта,"Жилище Гундинга" (1). Он хранится в собрании Государственной Третьяковской галереи, куда поступил через ОГПУ из коллекции московского собирателя живописи И.У. Матвеева в 1933 году. В течение пяти десятилетий эскиз "Жилище Гундинга" значился в фонде рисунка ГТГ как недатированный "эскиз декораций Н.К. Рериха", не будучи связан ни с какой конкретной постановкой. Работа по составлению каталога театральных эскизов художника позволила автору этих строк произвести атрибуцию, в результате которой произведение получило истинное название и дату (2). Два других эскиза к "Валькирии" - "Ущелье" и "Заклятие огня" - до настоящего времени не обнаружены. Первый некогда принадлежал брату художника, петербуржцу В.К. Рериху, второй - московскому коллекционеру А.А. Карзинкину. Ныне они известны лишь благодаря публикациям 1900-х - 1910-х годов. "Заклятие огня" издательство Общества Святой Евгении напечатало в виде открытого письма в цвете. "Ущелье" же мы знаем только по черно-белым репродукциям. И, тем не менее, даже в таком виде они позволяют судить о замыслах художника и его видении сценических образов музыкальной драмы Вагнера.
Стр.1
Только в 1903 году, когда по специально созданным эскизам Александра Бенуа художник Николай Клодт оформил для Мариинского театра "Гибель богов", "байройтский стиль" в Петербурге уступил место авторским декорациям, что явилось новым словом в создании б зрительного образа сценических произведений композитора. Устойчивый интерес к творчеству Вагнера способствовал тому, что на российской сцене как императорских, так и иных театров музыкальные драмы Вагнера с тех пор шли, как правило, в оригинальном авторском оформлении (13). Вагнеровская "Валькирия" (14) с ее искренней задушевной эмоциональностью была одним из любимых музыкальных произведений Рериха. Он считал ее "высокохудожественной оперой, специально написанной для сцены" (15). В одном из писем художник делился впечатлениями и напутствовал младшего брата: "[...] помнишь скачку Валькирии - какая это могучая картина, сколько в ней прозрачности и силы!. Учись понимать картинность в музыке" (16). Вероятно, это свойство - "понимать картинность в музыке" - в определенной мере послужило основанием для написания Рерихом в 1906 году одного из лучших произведений художника начала 1900-х - картины "Бой" (ГТГ). Исследователи творчества Рериха справедливо связывали "Бой" с вагнеровской "Валькирией". Однако эта близость заключалась не в сюжетах, а в неистовой стихии и роковой неотвратимости, пронизывающих живописное и музыкальное произведения. "Символический образ стихии боя", воплощенный в картине, оказался созвучным символизму вагнеровских произведений. Н.Рерих Небесный бой. 1906 г. На картине, вытянутой по горизонтали (161 х 299,5 см), художник запечатлел морской бой скандинавских викингов. В первом варианте центральную часть композиции занимали изображенные на "зловещем медно-багряном небе" фигуры сражающихся дев-воительниц. И "только нижняя, сравнительно узкая полоса картины отводилась битве на море, которая казалась слабым отражением столкновения великих, неземных сил" (16). В окончательном варианте Рерих со словами: "пусть присутствуют незримо" записал валькирий "пылающим закатом и багрово-синими тучами" (17). Непосредственным отражением музыкальных впечатлений художника стали эскизы декораций к музыкальной драме "Валькирия". Как было сказано выше, в 1907 году, в период расцвета российского вагнеризма, Рерих, подобно другим живописцам-станковистам, решил попробовать свои силы в пока неведомом ему виде творчества - в театрально-декорационном искусстве, обладающем всеми составляющими синтеза искусств, к которому и стремился художник. Он написал три картины и назвал их "эскизами декораций к "Валькирии". По словам биографов, современников Рериха Сергея Эрнста и Александра Ростиславова, художник исполнил их "не по заказу, а для себя". Ростиславов при этом уточнил: "Не по заказу, а, надо думать, под личным настроением любимой вагнеровской музыки, близкой сказочности тем" (18). Таким образом, согласно мнению биографов, работая над эскизами декораций к "Валькирии" (как и при создании картины "Бой") художник исходил в первую очередь из
Стр.4