Елена Яковлева
"Валькирия" Рихарда Вагнера
в неосуществленных эскизах Николая Рериха
Первым русским художником, создавшим эскизы декораций к музыкальной драме
Рихарда Вагнера "Валькирия", был Николай Константинович Рерих (1874–1947). <...> Как никому из живописцев - современников Рериха художнику удалось уловить сам дух вагнеровской музыки и воплотить его в своих
работах, достигнув при этом удивительной адекватности музыкальных и зрительных
образов. <...> По существу, с этих произведений, как и с исполненного в том же 1907 году для
петербургского "Старинного театра" эскиза декораций к драме "Три волхва", началась
профессиональная работа Рериха в области
театрально-декорационного искусства. <...> 1907 г.
Сегодня из трех эскизов к вагнеровской
"Валькирии", известных немногим музейным
работникам и специалистам по русскому
искусству, в оригинале можно увидеть лишь один
- эскиз декораций первого акта,"Жилище
Гундинга" (1). <...> В течение пяти десятилетий эскиз "Жилище Гундинга" значился в фонде
рисунка ГТГ как недатированный "эскиз декораций Н.К. Рериха", не будучи связан ни с
какой конкретной постановкой. <...> Работа по составлению каталога театральных эскизов
художника позволила автору этих строк произвести атрибуцию, в результате которой
произведение получило истинное название и дату (2). <...> Два других эскиза к "Валькирии" - "Ущелье" и "Заклятие огня" - до настоящего времени
не обнаружены. <...> Заклятие огня" издательство Общества
Святой Евгении напечатало в виде открытого письма в цвете. <...> И, тем не менее, даже в таком виде они позволяют
судить о замыслах художника и его видении сценических образов музыкальной драмы
Вагнера. <...>
Вагнер был единственным зарубежным композитором в театральной практике Рериха. <...> Трижды художник обращался к оформлению его произведений: в 1907 году исполнил
вышеупомянутые эскизы к "Валькирии", в 1912 - подготовил полный комплект
изумительных эскизов декораций и костюмов <...>
«Валькирия»_Рихарда_Вагнера_в_неосуществленных_эскизах_Николая_Рериха__Журнал_любителей_искусства._1997._№_2._С._78_–_86.pdf
http://www.frinet.org/classica/2/elena.htm
Журнал любителей искусства. 1997. № 2. С. 78 – 86.
Елена Яковлева
"Валькирия" Рихарда Вагнера
в неосуществленных эскизах Николая Рериха
Первым русским художником, создавшим эскизы декораций к музыкальной драме
Рихарда Вагнера "Валькирия", был Николай Константинович Рерих (1874–1947).
Исполненные в 1907 году, они не получили сценического воплощения и сегодня мало
кому известны. Между тем, в творчестве мастера эти произведения занимают
существенное место. Значительно выделяются они и в контексте сценических проектов
оформления "Валькирии". Как никому из живописцев - современников Рериха -
художнику удалось уловить сам дух вагнеровской музыки и воплотить его в своих
работах, достигнув при этом удивительной адекватности музыкальных и зрительных
образов. По существу, с этих произведений, как и с исполненного в том же 1907 году для
петербургского "Старинного театра" эскиза декораций к драме "Три волхва", началась
профессиональная работа Рериха в области
театрально-декорационного искусства.
Н.Рерих Эскиз декораций "Жилище Гундинга".
1907 г.
Сегодня из трех эскизов к вагнеровской
"Валькирии", известных немногим музейным
работникам и специалистам по русскому
искусству, в оригинале можно увидеть лишь один
- эскиз декораций первого акта,"Жилище
Гундинга" (1). Он хранится в собрании
Государственной Третьяковской галереи, куда
поступил через ОГПУ из коллекции московского собирателя живописи И.У. Матвеева в
1933 году. В течение пяти десятилетий эскиз "Жилище Гундинга" значился в фонде
рисунка ГТГ как недатированный "эскиз декораций Н.К. Рериха", не будучи связан ни с
какой конкретной постановкой. Работа по составлению каталога театральных эскизов
художника позволила автору этих строк произвести атрибуцию, в результате которой
произведение получило истинное название и дату (2).
Два других эскиза к "Валькирии" - "Ущелье" и "Заклятие огня" - до настоящего времени
не обнаружены. Первый некогда принадлежал брату художника, петербуржцу В.К.
Рериху, второй - московскому коллекционеру А.А. Карзинкину. Ныне они известны лишь
благодаря публикациям 1900-х - 1910-х годов. "Заклятие огня" издательство Общества
Святой Евгении напечатало в виде открытого письма в цвете. "Ущелье" же мы знаем
только по черно-белым репродукциям. И, тем не менее, даже в таком виде они позволяют
судить о замыслах художника и его видении сценических образов музыкальной драмы
Вагнера.
Стр.1
Только в 1903 году, когда по специально созданным эскизам Александра Бенуа художник
Николай Клодт оформил для Мариинского театра "Гибель богов", "байройтский стиль" в
Петербурге уступил место авторским декорациям, что явилось новым словом в создании б
зрительного образа сценических произведений композитора. Устойчивый интерес к
творчеству Вагнера способствовал тому, что на российской сцене как императорских, так
и иных театров музыкальные драмы Вагнера с тех пор шли, как правило, в оригинальном
авторском оформлении (13).
Вагнеровская "Валькирия" (14) с ее искренней задушевной эмоциональностью была
одним из любимых музыкальных произведений Рериха. Он считал ее
"высокохудожественной оперой, специально написанной для сцены" (15). В одном из
писем художник делился впечатлениями и напутствовал младшего брата: "[...] помнишь
скачку Валькирии - какая это могучая картина, сколько в ней прозрачности и силы!. Учись
понимать картинность в музыке" (16).
Вероятно, это свойство - "понимать картинность в музыке" - в определенной мере
послужило основанием для написания Рерихом в 1906 году одного из лучших произведений
художника начала 1900-х - картины "Бой" (ГТГ). Исследователи творчества
Рериха справедливо связывали "Бой" с вагнеровской "Валькирией". Однако эта близость
заключалась не в сюжетах, а в неистовой стихии и роковой неотвратимости,
пронизывающих живописное и музыкальное произведения. "Символический образ стихии
боя", воплощенный в картине, оказался созвучным символизму вагнеровских
произведений.
Н.Рерих Небесный бой. 1906 г.
На картине, вытянутой по горизонтали (161
х 299,5 см), художник запечатлел морской
бой скандинавских викингов.
В
первом варианте центральную часть
композиции занимали изображенные на
"зловещем медно-багряном небе" фигуры
сражающихся дев-воительниц. И "только
нижняя, сравнительно узкая полоса картины
отводилась битве на море, которая казалась слабым отражением столкновения великих,
неземных сил" (16). В окончательном варианте Рерих со словами: "пусть присутствуют
незримо" записал валькирий "пылающим закатом и багрово-синими тучами" (17).
Непосредственным отражением музыкальных впечатлений художника стали эскизы
декораций к музыкальной драме "Валькирия".
Как было сказано выше, в 1907 году, в период расцвета российского вагнеризма, Рерих,
подобно другим живописцам-станковистам, решил попробовать свои силы в пока
неведомом ему виде творчества - в театрально-декорационном искусстве, обладающем
всеми составляющими синтеза искусств, к которому и стремился художник. Он написал
три картины и назвал их "эскизами декораций к "Валькирии". По словам биографов,
современников Рериха Сергея Эрнста и Александра Ростиславова, художник исполнил их
"не по заказу, а для себя". Ростиславов при этом уточнил: "Не по заказу, а, надо думать,
под личным настроением любимой вагнеровской музыки, близкой сказочности тем" (18).
Таким образом, согласно мнению биографов, работая над эскизами декораций к
"Валькирии" (как и при создании картины "Бой") художник исходил в первую очередь из
Стр.4