О.Е. Коханая, доцент, кандидат
философских наук, зам. директора
Института МАСС МЕДИА
Московского государственного
университета культуры и искусств
«Допионерский» этап развития детских СМИ и театра
Параллельно с детским театром развивалась литература для
детей. <...> Об этом немало размышлял
и данный процесс прогнозировал известный педагог и библиограф, а
впоследствии один из деятелей народного просвещения советской
России Н.В. <...> Анализируя предшествующий опыт литературы
для детей, он выносит приговор: еѐ время пришло. <...> И это детский театр
и детские журналы. <...> «Они по всей вероятности, не только не погибнут,
но, очень может быть, получат широкое развитие, только в
совершенно иной форме. <...> Вероятно, это будут журналы для детей и
юношей, т.е. такие, в организации ведения которых самое живое
участие будут принимать сами дети… в них будет и злоба дня, и
текущие события из школьной жизни… и беллетристика, и стихи, и
проза – творение юных сотрудников… <...> С таким журналом будет уже
не под силу бороться последним представителям… журнала старого
типа, в котором взрослые придумывали, чем бы занять детей и что бы
им сообщить полезного». <...> Весь последующий опыт развития детской
журналистики в России, а потом и в Советском Союзе показал, что
основная тенденция была предсказана Н.Чеховым <...> Но,
разумеется, новая жизнь, свобода, активные, вдохновлѐнные идеей
социалистического созидания дети и взрослые, руководители детских
общественных организаций и их печатных органов сумели проявить
такое богатое творчество и инициативу, что масштабы влияния
журналов и газет оказались куда шире, нежели это предвидел Н.Чехов <...> Кроме того, сама жизнь откорректировала и его предвидение о детских
периодических изданиях, где должны были полностью вершить дело
Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис»
только сами дети и подростки. <...> Были найдены продуктивные формы
сотрудничества взрослых профессионалов (редакторов, журналистов,
драматургов <...>