Кардовского, незадолго до первой мировой войны окончившие Петербургскую академию художеств, они вместе изучали в пенсионерской поездке по Италии искусство старых мастеров, вместе работали в России и за рубежом над монументально-декоративными композициями и оформлением спектаклей, вместе написали ставшую знаменитой картину,— двойной автопортрет «Арлекин и Пьеро». <...> Впереди будут у «Арлекина и Пьеро» долгая жизнь, большой успех у зрителей, картина войдет в коллекцию Государственного Русского музея, о ней станут писать исследования, отводя достойное место в живописи «неоакадемизма». <...> В период разнообразных увлечений новейшими течениями искусства, Яковлев и Шухаев обратились к традициям русской академической живописи XVIII — первой половины XIX века и создали картину, восходящую к классическим образцам и ставшую программной в их творчестве. <...> Любопытным и оригинальным представляется замысел художников написать не просто автопортреты, а объединенный общей идеей двойной автопортрет, причем изобразить себя не живописцами, а актерами — исполнителями ролей Арлекина и Пьеро, популярных персонажей рубежа веков, смело шагнувших в область изобразительного искусства (достаточно вспомнить произведения Сезанна, Сомова, Серебряковой). <...> Оба художника связывали создание картины с пантомимой Шницлера «Шарф Коломбины», поставленной Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре «Дом интермедий» — предшественнике клубов «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». <...> Между тем не исследованные ранее материалы подтвердили, что Яковлев и Шухаев участвовали ив других экспериментальных спектаклях Мейерхольда — пантомимах «Арлекин — ходатай свадеб» и «Влюбленные». <...> Интересно, что костюмы, в которых изобразили себя художники, отличаются от сценических, созданных по эскизам Николая Сапунова. <...> Поэтому думается, что рождение двойного 1 автопортрета связано не столько с конкретной постановкой Мейерхольда <...>
«Это_было_счастливейшее_время...»_(А.Е._Яковлев,_В.И._Шухаев_и_В.Э._Мейерхольд._К_истории_создания_двойного_автопортрета_А._Яковлева_и_В._Шухаева_«Арлекин_и_Пьеро»)__Нева._1987._№_8._С._171_–_176.pdf
Елена ЯКОВЛЕВА
«ЭТО БЫЛО СЧАСТЛИВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ...»
А. Е. Яковлев, В. И. Шухаев и В. Э. Мейерхольд.
К истории создания двойного автопортрета
А. Яковлева и В, Шухаева «Арлекин и Пьеро»
«Нева». 1987. № 7. С. 171 – 176.
В этом году исполняется сто лет со дня рождения двух замечательных художников и
неразлучных друзей — Александра Евгеньевича Яковлева (1887 — 1938) и Василия
Ивановича Шухаева (1887 — 1973). Ученики Д. Н. Кардовского, незадолго до первой
мировой войны окончившие Петербургскую академию художеств, они вместе изучали в
пенсионерской поездке по Италии искусство старых мастеров, вместе работали в России и
за рубежом над монументально-декоративными композициями и оформлением
спектаклей, вместе написали ставшую знаменитой картину,— двойной автопортрет
«Арлекин и Пьеро». Правда, начали работу над ним вдвоем в 1914 году на Капри, а
заканчивать пришлось одному Василию Ивановичу Шухаеву в шестидесятые годы на
грузинской земле, когда его друга уже не было в живых.
Впереди будут у «Арлекина и Пьеро» долгая жизнь, большой успех у зрителей, картина
войдет в коллекцию Государственного Русского музея, о ней станут писать исследования,
отводя достойное место в живописи «неоакадемизма». В период разнообразных увлечений
новейшими течениями искусства, Яковлев и Шухаев обратились к традициям русской
академической живописи XVIII — первой половины XIX века и создали картину,
восходящую к классическим образцам и ставшую программной в их творчестве.
Любопытным и оригинальным представляется замысел художников написать не просто
автопортреты, а объединенный общей идеей двойной автопортрет, причем изобразить себя не
живописцами, а актерами — исполнителями ролей Арлекина и Пьеро, популярных
персонажей рубежа веков, смело шагнувших в область изобразительного искусства
(достаточно вспомнить произведения Сезанна, Сомова, Серебряковой). Оба художника
связывали создание картины с пантомимой Шницлера «Шарф Коломбины», поставленной
Всеволодом Мейерхольдом в петербургском театре «Дом интермедий» — предшественнике
клубов «Бродячая собака» и «Привал комедиантов». Между тем не исследованные ранее
материалы подтвердили, что Яковлев и Шухаев участвовали ив других экспериментальных
спектаклях Мейерхольда — пантомимах «Арлекин — ходатай свадеб» и «Влюбленные».
Интересно, что костюмы, в которых изобразили себя художники, отличаются от сценических,
созданных по эскизам Николая Сапунова. Поэтому думается, что рождение двойного
1
Стр.1
Эльза Зандер пришла в мастерскую с восторженным рассказом о «Доме Интермедий», в
котором шла пантомима «Шарф Коломбины». По словам Шухаева, «спектакль на нее произвел
впечатление, ранее ею никогда не испытанное ни от каких театральных зрелищ».
Сообщение Эльзы заинтересовало художников, и на следующий день они «побежали в
этот новый театр, чтобы воочию убедиться в правдивости рассказа».
Действительно, «Дом Интермедий» был изысканным, веселым центром литературнохудожественной
и артистической жизни Петербурга. Маленькие и острые его
представления создавали «атмосферу грациозного, непринужденного веселья». Во главе
театра стояли литератор Михаил Кузмин, драматург и театральный критик Евгений
Зноско-Боровский, художник Николай Сапунов и, главное,— Всеволод Мейерхольд,
впервые выступивший здесь под псевдонимом Доктор Дапертутто, скрывавшим приватную
деятельность режиссера императорских театров.
По замыслу создателей репертуар театра должны были составить старинные и новые
фарсы, комедии, пантомимы, водевили, небольшие драмы и отдельные номера. Однако эти
планы осуществились лишь частично, так как «Дом Интермедий» прожил яркую, но
короткую жизнь, дав всего два цикла спектаклей (двадцать пять представлений), в число
которых вошли поставленные Доктором Дапертутто «Шарф Коломбины» Шницлера («гвоздь
первого цикла»), «Голландка Лиза» Кузмина, «Обращенный принц» Зноско-Боровского и
другие. В октябре 1911 года довольно успешно прошли московские гастроли театра, но
возродиться ему было не суждено.
Пока же петербургские газеты сообщали, что в «Доме Интермедий» «ежедневно от 9-ти до
11-ти с половиной часов вечера будет идти программа, а после 12-ти до 2-х часов ночи —
дивертисмент». Театральный критик Сергей Ауслендер писал: «Трудно, конечно, заставить
хмурую и ворчливую публику петербургскую веселиться. Но все же я не запомню такого
блестящего и оживленного вечера, как открытие „Дома Интермедий"».
Расположившись в маленьком уютном зале бывшего театра «Сказка» в доме Шебеко на
Галерной улице (ныне — помещение клуба «Маяк» на Красной улице), «Дом Интермедий»
привлекал зрителей и своей необычной программой и своим неожиданным архитектурным
устройством. По выражению Мейерхольда, это был «не клуб и не театр»: отсутствовали
рампа и боковые ложи, небольшая невысокая сцена соединялась широкой лестницей с
уютным зрительным залом. Собственно, зрительным залом, как таковым, он не был: вместо
рядов стульев здесь так же, как в кабаре, стояли столики, за которыми сидела публика. Она
«могла требовать себе во время спектакля напитки и еду и, значит, чувствовать себя более
свободно и активно». Актеры входили и выходили через зал и рассаживались на лестнице и
3
Стр.3