За Россию!
За
свободу!
Не в силе Бог, а в правде!
А л е к с а н д р Н е в с к и й
Г О
Д
И
З
№
Д АН
И
Я
16 (467)
XI
ВОСК Р
Е
17 АПРЕЛ
СЕ
Н
Ь
Е
Я 1965
ОР Г А
Н
Р ОССИ Й СКОГ
ВЫ ХОДИ
Т
О
З А
Р Е ВОЛ Ю Ц И ОН Н ОГ
О
Р У Б Е Ж О
М
Е ЖЕ Н Е ДЕ Л Ь Н
О
ДВИ ЖЕ Н И
Я
х
р п с
Человеческая жизнь
связана со страданием и смертью,
она трагична по преимуществу. Недаром
классическая трагедия кончалась
гибелью героя. Страх перед
страданиями и тоска по бессмертию
— вечные спутники человеческой
жизни.
«Псу живому лучше нежели
мертвому льву» — так отвечает
на извечный вопрос человеческого
духа
Екклезиаст.
Призрачность
бытия толкает буддизм на противоположный
ответ. Но корень один
— и «Ода на смерть жнязя Мещерского»,
и «Смерть Ивана Ильича» и
многое, многое другое — вариации
на ту же тему.
Ветхий Завет
вскрыл причину
трагичности жизни — грех. В символических
образах рисует Книга
Бытия его зарождение. Оно произошло
где-то в незримых глубинах
бытия, в страшном бунте первоангела
Денницы против Бога. Человек
свободно последовал по этому пути
и увлёк в стихию падшести всю
природу, венцом которой он являлся.
Мир потерял связь с Богом, а,
следовательно, полноту и блаженство.
Разорвались нити любви, родились
разделение и ненависть —
мать смерти.
Но, открыв причину страданий и
смерти, Ветхий Завет не указал путей
их преодоления. В своих заповедях
он лишь указал на возможность
их смягчения и отдаления:
«и благо ти будет и долголетен будешь
на земли» — при соблюдении
заповедей страдания уменьшатся и
смерть отсрочится. Это смягчение,
но не спасение. Последнее лежит
вне человеческих сил.
та неполная.
Но безысходность Ветхого ЗавеВ
боговдохновенньгх
пророчествах есть намёк на невозможное
— на спасение через грядущего
Мессию. И вот невозможное
случилось — вечность явила
себя во времени, Бог стал человеком:
«И слово стало плотью и обитало
с нами, полное благодати и истины».
Не
вечная истина учения Христа,
не духовный свет Нагорной проповеди
главное в этом одновременно
се:
«Смерть, где твоё жало, ад, где
твоя победа?»
Воскресение Христово предельно
реально и вместе с тем бесконечно
символично.
понять
лишь
Скептик
далекая
лишь
тех
неполностью
этого события. Ему
реальность
от
глубин,
символами и которыми обусловлены
все явления и факты.
В частности, скептик склонен к
прагматизму, к проверке истины её
последствиями. Поэтому он вопрошает:
где обетованное спасение? И
сам дает отрицательный ответ на
этот вопрос.
Глубокий
русский
мыслитель
С. Л. Франк в своей последней книге
отвечает интересным образом на
неспособен
дана
поверхностная,
которые
отражаются
под Сталинградом).
захваченных территорий
Но население
{скажем
Минска или Афин) хоть и знает о
неизбежном разгроме
врага, продолжает
еще в полной мере нести
тяготы оккупации.
Так и со злом — уже нет его безоговорочного
торжества, ему уже
нанесен смертельный удар в метафизических
глубинах, но внешняя
мощь его еще в полной силе.
Так и с Россией — мощь коммунистических
поработителей страны
как будто достигла зенита, но корни
её безвозвратно подорваны —
как в области идей, так и в сердце
человека она побеждена.
Поэтому мы уже сегодня можем
- т
открыло
о
с
человечеству
«игольному
.
надисторическом
Именно
ранее
ушку»,
событии. Его центр — в страстях
и воскресении Господнем.
это
наглухо затворенную дверь спасения,
пусть узкую, пусть подобную
евангельскому
но принципиально доступную каждому
человеку. Смысл пасхального
ликования раскрывается в воэглав
чик
о
с
к
р
неизбежно СПАСЕНИЕ РОССИИ ГРЯДЕТ
историческом и
этот мучающий и верующего христианина
вопрос.
Предположим, что враг,
(скажем,
захватнационал-социалистическая
Германия) пожинает одну
победу за другой, оккупирует всё
новые и новые страны. Однако ему
уже нанесено решительное поражение,
от которого ему не суждено
оправиться (окажем, после битвы
о
о
е !
праздновать победу, свершение которой
неизбежно.
Крест и Голгофа
неповторимы,
но они и исечеловечны в том смысле,
что у каждого человека есть
свой крест и своя голгофа. Человек
и целые народы распинаются непрестанно.
Каждый
человек сам выбирает
свой крест. Наш крест — это жертва
во имя России, во имя её воскресения.
Эта жертва бесконечно мала
по сравнению с крестным путем
Спасителя. Но с другой стороны
нет малых жертв, а тем более
жертв
жертва
бессмысленных.
неповторима
и
Всякая
ценна.
Смысл её не всегда бывает виден
поверхностному взору, но на таинственных
весах мира духа она играет
свою судьбоносную роль.
должительные
На нашем нелегком пути, в прогоды
российской
голгофьг
мы встречаемся со всеми
евангельскими образами — и с предательством
Иуды, и с
«распни его, распни», и с лицемерными
пересудами фарисеев, и с
умыванием рук Пилата, и с молением
в Гефсиманском саду, и с одиночеством
на кресте, и с отречением
Петра, и с неверием Фомы.
Неужели не осуществится в малом
и последнее — торжество воскресения?
Верим, что свершится.
Еще темно, еще воины приставлены
к гробу. Но скоро они падут,
как пораженные молнией, отвалится
камень и засияет свет. И все, по
словам Иоанна Златоуста, и те, кто
постился давно и те, кто пришли в
последний час, возрадуются и возвеселятся.
Этим
малым воскресением не полажен
конец нашему пути, его ступени
восходят в бесконечную высь.
Помоги, Господи, на них не оступиться!
Нам
дано обетование', что силы
тьмы не одолеют света. Победа же
света
зависит и от нашей воли.
Укрепи её, Господи .. .
А. Поремский
криками
Со светлым праздником Святого Христ ов а Воскресения поздравляет читателей,
сотрудников и друзей в России и во всем христианском мире
„ПОСЕВ"
Стр.1