За Россию!
Не в силе Бог, а в правде!
Александр Невекжй
В НОМЕРЕ: А. Ветров — «Воинствующие» в обороне; А Л в а н о в
— Ставка на рекорд; Стокгольмские зарисовки; Русский
вопрос снова в американском конгрессе; Б. Шульский — Век
великих войн; Л. Федоров — Жизнь, вставшая на дыбы...;
Материалы о концентрационных лагерях.
''11М1И
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
POSSEV Й
X ГОД
Soilalpollilaeho Rundaehau In ruiiliehe r Spracha. Doutcchland
elal and Political Hovlow In Haitia n Language. Germany
bdomadalro politique « I socia l on languo rueie. Allomagno
.
.
Выходит ПО воекреоеньям
Цена отдельного номера а розничной прода:
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 8 АВГУСТА 1954 г.
«ВОИНСТВУЮЩИЕ» В ОБОРОНЕ
Подводя в 1936 г. итоги первому этапу своих гонений на Христианство,
приведшему к почти повсеместному закрытию храмов и к
физическому истреблению большинства' духовенства, советская власть
124-ой статьей «сталинской» конституции отменила существовавшую
до того времени по букве советского закона «свободу 'Вероисповеданий»
и оставила за верующими одну только «свободу отправления религиозных
культов».
Проповедь Слова становилась «нарушением (конституции» и каралась
«законом».
Формально это положение осталось без изменений и после того,
как Церковь, в годы войны, фактически завоевала себе несколько более
прочные позиции.
Передовая «Правды» от 24 июля «Шире 'развернуть научно-атеистическую
пропаганду» свидетельствует о том, что в настоящее время
в отношениях между коммунистическим правительством и верующим
населением нашей страны наступили некоторые существенные изменения.
Признав,
что «религиозные предрассудки» еще до сих пор «отравляют
сознание части наших людей, мешают их активному участию
в строительстве коммунизма», «Правда» утверждает, что «советская
социалистическая демократия обеспечивает подлинную, ничем
не ограниченную свободу совести» и что, поэтому, «научно-атеистическая
пропаганда должна быть развернута так, чтобы не оскорблять
чувств верующих, а воздействовать на них примером, убеждение»!,
распространением научных званий».
Эта передовая сообщает ряд ценных сведений о фактическо й
стороне современных взаимоотношений между органами власти и верующим
населением: «Некоторые партийные, профсоюзные, комсомольские
и другие организации, призванные вести воспитательную
работу в массах, под свободой совести почему-то понимают только
свободу распространения религиозных взглядов (подчеркнуто нами;
А. В.), забывая о том, что их долгом является просвещение трудящихся,
развертывание научнснатеистической пропаганды. . .
Во многих случаях эта пропаганда не имеет воинствующего, наступательного
характера, оторвана от жизни».
«Правда» обвиняет органы народного образования в том, что они
«нередко проходят мимо фактов, когда детям прививаются религиозные
предрассудки».
Передовая «'Правды» требует: «Следует весь процесс обучения и
воспитания в школе и прежде всего преподавание таких предметов,
как история, литература, химия, физика, биология, вести с позиций
материалистического миропонимания явлений природы и жизни общества».
Очевидно
не с таких «позиций миропонимания» ведется преподавание
и в высших учебных заведениях, т. к. и для них орган КПСС
требует «'принять все 'меры для усиления пропаганды материалистичеокого
мировоззрении».
Виноватыми оказываются и органы партийной печати, которые
«предали эти вопросы забвению». •Атеистические 'книги и брошюры
«оторваны от насущньгх задач коммунистического воспитания трудящихся,
написаны непопулярно, тяжелым, труднодоступным языком».
Вряд ли эти органические пороки, однако, изжиты и в новых антирелигиозных
'книгах, рекламируемых в номере «Правды» от 26-го
июля, о чем свидетельствуют сами названия: «Религиозные суеверия
и их вред» (П. Павелкин), «Религия — враг науки и прогресса» (В.
Прокофьев), «Марксистский философский материализм — теоретическое
оружие в борьбе с религией» (П. Колоницкий).
Иностранная печать, комментируя антирелигиозную статью
«'Правды», склонна видеть в ней симптом надвигающегося возобновления
«наступления» КПСС «на религиозном фронте».
Сравнение приведенных выше формулировок «Правды» с официальными
высказываниями коммунистической власти прежних лет
позволяет, однако, считать статью «Правды» в значительно большей
степени тревожным призывом к обороне, чем исполненным верой в
успех сигналом к наступлению.
Сталинская статья 124-ая «Правдой» сдана в архив. Об ограничении
прав верующих «отправлением культа» речи нет. Верующие в з яли
себе право защиты и распространения своих убеждений и власть
это право молчаливо признает.
Ставится вопрос не о завоевании «воинствующим» безбожием новых
позиций, а об удержании старых, о попытке возвращения утерянных
— в школе, в университетах, на селе. Режим выдохся.
«Живой иоде» веры противопоставляются павелиины и Прокофьевы.
Это ли остановит нарастающий процесс духовного пробуждения
нашего народа, нашей ищущей молодежи?
А. Ветров
НЕИСТРЕБИМОЕ
.. . В «'Британской энциклопедии»
при определении понятия
«пропаганда» указывается: «Отличительная
черта пропаганды —
безразличие к правде. Правда' лишь
ценна постольку, поскольку она
может оказывать желательное воздействие.
Полная правда была бьг
вообще излишней и привела бы к
ошибкам» . ..
автор в «(Молодом Коммунисте»
(№ 7 — июль) и пишет:
хочется . ..
Двадцать
Этими словами возмутился один
«У нас
иначе. У нас нет базы для лжи и
лицемерия!»
Читатель весело, конечно, расхочетвертого
июля
«Правда»
поместила передовую под
заглавием «Шире развернуть науч¬
но-атеистическую'пропаганду». Это,
конечно, начало новой антирелигиозной
кампании.
В передовице говорится: «Торжество
социалистической идеологии
есть результат многолетней воспитательной
'работы партии в массах
против буржуазной идеологии, против
пережитков капитализма в сознании
людей».
Бели это так, то зачем понадобилось
помещать в «Правде» эту передовую?
И второе, — при чём тут
«пережитки капитализма» и «буржуазная»
идеология? Религии возникли
задолго до капитализма и
буржуазной идеологии.
Уже логичнее было бы писать о
«СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ»
РАН
«пережитках» первобытного коммунизма
. ..
Московское радио на-днях в 'передаче
для молдавского населения
признало, что религиозное чувство
у населения вытравить не удалось.
При этом лектор профессор Гагарин
сказал: «Дальнейшее сущестВ'Ование
религиозно-идеалистических:
убеждений доказывает недостаточность
культурной и политической
работы среди народных
масс, хотя советские граждане и
воспитываются в духе научных и
материалистических
мировоззрений»
.. . Отсюда «торжество социалистической
идеологии» есть только
фикция. И при том в 'Духе толкования
.. . «Британской энциклопедии».
В
статье «В дыму кадил» («Молодежная
гвардия», Молотовского
ВЛКСМ) автор Соколов пишет:
«Тучи 'кадильного дыма плывут
по Кунгурскому району, обволакивают
и отравляют сознание молодежи.
Призывно, гудят колокола .. .
.. . Священнослужители произносят
свои проповеди страстно,
убежденно и, конечно, без шпаргалок.
В Кунгурскую церковь, например,
многие ходят, чтобы послушать,
как красиво говорит поп
Бартов. Комсомольские же докладчики
обычно вяло жуют ва трибуне
длиннейшую лекцию, не отрываясь
от приготовленного нем-то
текста»...
Артисты французского «КомедиФрансэз»
во время своего пребыва/
Адрео
редакцп н пдательетм: Vorla g „Ропот" -Frankfuil/ Main. ModasatxaBo 94 a*
Цредотавательетво рвдакдвя в Берлжве I ^c«««rr-Vc«lretunor-B«auu-Giuninrc^ I
70 пф.
№ 32 (431)
Стр.1