Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Посев

Посев №39 1952 (80,00 руб.)

0   0
Страниц12
ID137881
АннотацияОбщественно-политический журнал. Выходит с 11 ноября 1945 г., издается одноименным издательством. Девиз журнала - «Не в силе Бог, а в правде» (Александр Невский). Периодичность журнала менялась. Первоначально выходил как еженедельное издание, некоторое время выходил два раза в неделю, а с начала 1968 года (номер 1128) журнал стал ежемесячным.
Посев .— 1945 .— 1952 .— №39 .— 12 с. — URL: https://rucont.ru/efd/137881 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Однако мы вовсе не обязаны всегда и во всём быть в оппозиции ко всему происходящему на родине: отрицают, скажем, большевики историческое величие России, а мы утверждаем его; утверждают они его, а мы переходим к отрицанию... <...> Тем более, что нынешняя обращённость советской пропаганды к историческому прошлому России продиктована стихий ным интересом к себе самоутверждающейся нации. <...> И нередко антибольшевики, отрицающие исторически закономерную оппозиционную линию нашего исторического развития, попадают в унисон с большевиками, скажем, в их новой пропагандной установке взглядов на Ивана Грозного или Петра Великого. <...> Радищев и Сперанский, Герцен и Александр П. при всей разности их положений и судеб, по праву должны быть вне сены в золотую книгу истории органического развития России. <...> Охранительное начало нельзя сводить к охранке, порыв к разви тию нельзя доводить до развала государственного и культурного це лого. <...> Не случайно большевики так вознесли ныне абсолютистские стороны правления Ивана Грозного и Петра Великого. <...> Положительные ж е национальные мероприятия Грозного и Петра нужны им лишь для пропагандной сервировки абсо лютизма. <...> Радищев не принадлежит большевикам, как не принадлежит он и правым реакционерам. <...> Борцам за свобо д у России — вот кому принадлежит Радищев. <...> Историческое прошлое России — это сложный процесс борьбы за её будущее. <...> Прошлое России принадлежит самой России, её народу, его национальному активу. <...> Наше прошлое, во всём его сложном, по рой противоречивом, многообразии, принадлежит нам, это прошлое — наше. <...> •В узких кругах советской теа тральной общественности едва от мечено было 25-летие со дня смер ти крупного мастера русской сцены, артиста и драматурга А. И.Сумбатова-Южина (1857 -17. <...> К. Э. Циолковско му (95 лет со дня рождения, умер в 1935 г.), которого деятели воинству¬ ющего коммунизма ценят за иссле дования в области воздушно-реак тивных двигателей, было уделено несколько больше внимания <...>
Посев_№39_1952.pdf
За Россию! We в силе Бог* а в правде. Л л с и с а н ар N с в с к и й lllllllllllllllnlllllllUllllllllllllllllllllllllinitllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllllll l Illlllllllllllllllllllll l II POSSEV" Sozialpolltlsche Rundschau in russlscher Sprache. Deutschland Social and Political Review In Russian Language. Germany Hebdomadaire Social et Politique en langue russe. Allemagne Адрес Издательства и Редакции: Frankfurt/Main , MerianstraB e 24a . Verla g „Possev" Выходит по воскресеньям ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК ОБЩЕСТВЕННОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ vni год -j* т Цена номера в рознично й продаже ' U ПфвН . lltlltlttllltllllllllltlllllllflllllllllJinilllllintllltllllfllH f ВОСКРЕСЕНЬЕ, 28 СЕНТЯБРЯ 1952 г. НОШЕ ПРОШЛОЕ «Славянофилы видели миссию России в её противопоставлении Западу, в культе самобытности, в традициях старой, допетровской Руси. Западникам миссия России представлялась в тесном сотрудничестве с передовыми умами Европы, в продолжении дела Петра, в приобщении страны к материальному и духовному прогрессу. Пушкин понимал пафос петербургского гранита. Мусоргский напряжённо прислушивался к строю народной мелодии. Одни восторгались былинами, другие — одами вольности. Делили историю, и люди, восхищённые великодержавностью России, не понимали роли Разина. Делили даже города: любовь к Петербургу как бы исключала любовь к Москве.» Строки эти принадлежат одному из наиболее талантливых и наиболее беспринципных советских писателей — Илье Эренбургу. Следуя зигзагам «генеральной линии партии» (забредающей иногда, в качестве случайной гостьи, и во владения истины), в тяжёлые годы войны Эренбург, как и многие другие советские писатели, с. позволения начальства, дрожавшего перед зловещей угрозой рока и пробуждавшейся народной стихией, с немалой силой и яркостью высказал ряд мыслей, за которые ему полагалось бы краснеть перед тем же начальством на новом извороте всё той же «генеральной линии партии», если бы всё это не было лишь серией трюков беспринципной пропаганды безнравственного режима. Однако мы вовсе не обязаны всегда и во всём быть в оппозиции ко всему происходящему на родине: отрицают, скажем, большевики историческое величие России, а мы утверждаем его; утверждают они его, а мы переходим к отрицанию... Это было бы обратной беспринципностью, не более. Истина остаётся истиной даже в большевистском извращении. Наш народ сумеет очистить от пропагандной шелухи и воспринять без кривого зеркала большевистских перегибов подлинные факты нашего исторического прошлого в их подлинном, многогранном значении. Тем более, что нынешняя обращённость советской пропаганды к историческому прошлому России продиктована стихийным интересом к себе самоутверждающейся нации. Наша страна отмечает ныне 150-летие со дня смерти Радищева, страстного обличителя социальных язв своего времени. Но что общего между ньшешними автократами и крепостниками, политическими заговорщиками, аморальными материалистами^большевиками и обличителем автократии и крепостничества, эволюционистом-реформатором (как бы страстен он ни был), моралистом и романтическим приверженцем идеалистической философии — Радищевым? Человеком, почитавшим за долг «быть соратником в благоденствии себе подобных»? В этом, однако, лишь одна сторона вопроса. В рядах антикоммунистической оппозиции у нас есть немало сторонников тех попыток «делить историю», о которых говорится © приведенной выше цитате. И нередко антибольшевики, отрицающие исторически закономерную оппозиционную линию нашего исторического развития, попадают в унисон с большевиками, скажем, в их новой пропагандной установке взглядов на Ивана Грозного или Петра Великого. Заглянем в календарь. В день смерти Радищева, оппозиционерареформатора, десять лет спустя умер Багратион, национальный герой, защитник государства. Радищев и Сперанский, Герцен и Александр П. при всей разности их положений и судеб, по праву должны быть внесены в золотую книгу истории органического развития России. Процесс этот многогранен, и во всех условиях, даже самых идеальных, охранительные тенденции будут противоборствовать новаторским, что и составляет сущность благотворного прогрессивного традиционализма. Охранительное начало нельзя сводить к охранке, порыв к развитию нельзя доводить до развала государственного и культурного целого. Отсюда, по нашему ощущению, Аракчеев и Победоносцев, так же как и нечаевцы и ткачёвцы, должны быть отброшены. Не случайно большевики так вознесли ныне абсолютистские стороны правления Ивана Грозного и Петра Великого. Опричнина и дубинка, по существу, — в их родословной. Положительные же национальные мероприятия Грозного и Петра нужны им лишь для пропагандной сервировки абсолютизма. Радищев не принадлежит большевикам, как не принадлежит он и правым реакционерам. «Власть и свободу сочетать должно на взаимную пользу» — такова одна из главных его мыслей. Борцам за свободу России — вот кому принадлежит Радищев. Историческое прошлое России — это сложный процесс борьбы за её будущее. Прошлое России принадлежит самой России, её народу, его национальному активу. Наше прошлое, во всём его сложном, порой противоречивом, многообразии, принадлежит нам, это прошлое — наше. Прежде всего, тех, кто борется за будущее России. А. Артемов вестно, не по признаку действительной значимости юбилейной даты (лица или события), а из соображений партийной целесообразности ее обыгрывания, камуфляжа и фальсификации ЮБИЛЕЙНЫЙ ОТБОР Происходит этот отбор, как изфокусниками. Просмотрим сентябрьские юбилеи. пропагандными •В узких кругах советской театральной общественности едва отмечено было 25-летие со дня смерти крупного мастера русской сцены, артиста и драматурга А. И.Сумбатова-Южина (1857 -17. 9.1927). Еще более незаметно прошло 120-летие со дня рождения известного русского ученого медика С. П. Боткина (1832 - 1889). К. Э. Циолковскому (95 лет со дня рождения, умер в 1935 г.), которого деятели воинству¬ ющего коммунизма ценят за исследования в области воздушно-реактивных двигателей, было уделено несколько больше внимания. Далее — отмечено 140-летие со дня Бородинского сражения (6. 9. 1812), мельком — 140-летие со дня смерти русского полководца князя П. И. Багратиона. 60-летие со дня открытия московской Третьяковской галереи, видимо, прошло незамеченным, ввиду неловкости говорить о щедрости и любви к искусству у буржуазных меценатов прошлого. ко отмечено 20-летие со дня смерти малолетнего предателя Павлика Морозова. 6-летие со дня губительного для советского кино постановления ЦК ВКП(б) о кинофильме «Большая жизнь». С необыкновенным шумом говорилось о 25-летии со дня беседы- Сталина с педаой американской рабочей делегацией («Вдохновенный «труд», вошедший в сокровищницу марксизма»). Торжественно — 11.9 — отмечалось 75-летие со дня рождения первого оберчпалача советской охранки, «рыцаря революции» — Ф. Дзержинского. Вероятно, только из-за партийного бюрократического надзора фильм о нем («Феликс Дзержинский», сценарий Н. Погодина) не поспел к юбилею на экран. «Я (всегда любил детей как любит ребенка мать», — говорит в этом фильме кровавый его герой и проявляет отеческую заботу о беспризорных, отцов и матерей которых предварительно расстрелял... Зато необычайно звучно и широдели — 150 лет со дня смерти А. Н. Радищева. Великий «жалобщик» крестьянской судьбы времен первого крепостного права представлен ныне, в лихую годину крепостного права № 2 — колхозного, верным В центре внимания текущей несоратником партийных крепостников.. — Так, по крайней мере, толковал Радищева на специальном посвященном автору «Путешествия» академическом заседании Ди. Благой — крупный но окончательно приспособившийся к потребностям партийно - пропагандной науки советский литературовед. «САМОЕ ГЛАВНОЕ» ния с мест всё отчетливее говорят о безразличии молодежи к партийной пропаганде — кружки по «изучению биографии товарища Сталина» на предприятиях не посещаются, клубы на замке, «в некоторых районах комсомольскими организациями охвачено менее 10% сельской молодежи». Стремясь обеспечить «самое главное» — покорность, партийные лришибеевы на прочие качества благонадежных комсомольских руководителей смотрят сквозь пальцы (кстати: в одном из районов за полтора года таких руководителей сменилось 305 из 367 — так тщательно ищут попокорнее!). «Комсомольская правда» № 222 рассказывает, например, о некоем жулике П. Дралкине. который, в качестве «покорного», был и инструктором по кадрам, и начальникам политотдела по комсомолу, и инструктором райкома, и, наконец, секретарем одной комсомольской организации. Затем выяснилось, что Драпкин «принуждал подчиненных ему девушек к сожительству», брал взятки («стоит только позолотить ладонь —' любую должность предоставит») и во всех анкетных данных оказался самозванцем. Удачно «обеспечивавшего руководство партии» пришлось отдать под суд. и. поймав муху, проглотил ее в доказательство невменяемости. Зачтут ли ему судьи годы «добросовестно покорной» работы среди юношества, когда, еще не пойманный с поличным в воровстве и распутстве, обеспечивал он «самое главное». Сегодня в номер е А. Ветро в — Армия советской Германии • О борьбе и великом горе — из отчета Берлинского Комитета • В. С ве н — Решенный спор •А . — Два кандидата • А. Светлани н — Дальневосточный заговор. чать?» — спрашивает его на суде прокурор. — Не желаю. — Почему? — Мы психи. — сказал Драпкин — «Вы что же. не желаете отвепартии и послушания среди советской молодежи— неустанная и лихорадочная забота антинародной власти сегодня: «Комсомолец должен помнить, что обеспечение руководства партии есть само е главно е и самое важное во всей работе комсомола» (И. Сталин). Еще бы не самое главное: сведеВоспитание тупой покорности № 39 (330) РАУ Е •IIIIIIIIIIIIllfllllllllllllllllllltllllllllJIIIIIIIIIIIIIIIlltlllllllllllllllllllMIIIIIIMIJIItllllllllllllllllllllllllllll l I I Illllilllllllllllllllllllllll l
Стр.1