-POSSE V
выходит ПО
ВОСКРЕСЕНЬЯМ
ЦЕЛА ОТДЕЛЬНОГО
НОМЕРА
ДВЕ МАРКИ
Третий год издания
Еженедельник общественно-политической мысли
ВОСКРЕСЕНЬЕ. 17 АВГУСТА 1947 ГОДА
ПУТЬ НАГЛЯДНОГО ОПРОВЕРЖЕНИЯ
Джон Фишер, один из трех представителей
УНРРА, побывавших в прошлом
году на Украине, недавно издал книгу,
посвященную России. В ней он, между
прочим, пишет: «Я убежден, что политический
и экономический режим коммунизма
вовсе не подходит для США. Такая
возможность просто немыслима. Но коммунизм
в России, мне кажется, вполне логически
вытекает из самой истории этой
страны. Во всяком случае, там он вполне
прочно обосновался. Я не вижу никакого
другого образа правления, который мог
бы там утвердиться в ближайшем будущем».
Это
мнение Дж. Фишера разделяется
очень многими иностранными наблюдате
ля ми (в том чиеле и Буллитом), имеющими
гораздо более оснований считать себя знатоками
«русского вопроса», нежели цитируемый
нами автор. В этом мнении отражается
укоренившееся на Западе воззрение,
что
«каждый народ достоин своего
правительства», и крайне ложное представление
о российской истории и о характере
российского человека. Заграницей
сложилось впечатление, что русский человек
это — или анархист (Крапоткин, Бакунин
!), способный лишь на разрушение
любог о государственного строя, или же
— пассивное быдло, покорно гнущее свою
спину под ударами авторитарного кнута (от
Чингис-Хана до Николая «Палкина»).
Не будем сейчас обсуждать вопрос о
правильности или неправильности этой
точки зрения. Ни наше возмущение (ка;-:
бы оно ни было оправдано), ни упреки
иностранцев в невежестве и отсутствии
объективности, ни даже наша разъяснительная
контр-пропа ганда — существенно
делу не помогут. Нам будут постоянно
указывать на красноречивые факт ы современности:
на безмолвие народа по ту
сторону железного занавеса и на свойства
и качества российского человека, выявляемые
из наблюдения над формами нашей
нынешней, эмигрантской, общественной
жизни.
Мы слишком хорошо знаем, чем объясняется
видимое лишь невооруженным и
неопытным взором «безмолвие» народа и
знаем, сколько за ним скрывается миллионов
жертв. Не нам бросать упрек тем,
кому за каждое опровержение сложившихся
заграницей взглядов грозит очень
и очень многое, но в наших силах опровергать
ложь о российском народе — собственным,
личным примером.
Мы живем и будем жить не «у себя
дома» и не на необитаемом острове, а в
иностранном окружении. Российский вопрос
стоит сейчас в центре внимания всего,
мира, поэтому вполне естественно, что к
нам будут присматриваться как к предстаСтр.
вителям
той породы людей, которые «создали
и поддерживают» столь своеобразную
восточную демократию централизованного
и тоталитарного образца. Наши
поступки, жесты и слова будут расценивать,
как поступки, жесты и слова российских
людей. ІІо нас и по нашему поведению
будут делать заключения о возможности
или невозможности иных перспектив
для образа правления, нежели те, которые
Дж. Фишер считает закономерными
и, в обозримом будущем, для России вероятными.
Причем,
то или иное впечатление будет
создаваться не только на основании наблюдения
над теми, кого мы считаем своими
представителями (официальные возглавители
Комитетов, крупные общественные
деятели и т. п.), но и из наблюдений
над кажды м из нас, как бы скромны ни
были наше общественное положение и таланты.
Это соображение лишний раз подчеркивает
ту ответственность в свободе, о
которой мы уже не раз говорили на этих
страницах.
Уточним вытекающие отсюда следствия.
Каждый правопорядок, не анархического
и тоталитарного типа, может существовать
только в том случае, если его поддерживает
«средний человек». В современных
демократиях, при всем разнообразии политических
мнений и симпатий, при всей
партийной разноголосице, есть положения
для «среднего человека» непререкаемые,
само собой понятные, вынесенные, так сказать,
за скобки любой возможной дискуссии.
Одним из таких положений является,
например, утверждение свободы и демократической
системы, как необходимого
минимум а для существования нормального
государства. Сумма таких вынесенных
за скобки положений меняется от
страны к стране. В Англии она очень велика
(чем и объясняется традиционный
консерватизм основного стержня этой старейшей
демократии и ее устойчивость), в
Америке или Франции — она меньше. Нам
однако, нельзя удовлетворяться в этом отношении
минимальными требованиями,
ибо в то время как демократии Запада су -
ществуют , тем свидетельствуя о своей
живучести й устойчивости, нам нужно еще
доказыват ь самую возможность установления
чего-либо подобного в среде нашего
народа.
Отсюда следует, что требования, которые
мы должны предъявлять к заграничному
российскому «среднему человеку»
должны быть сугубо повьшіенными, Путем
строжайшей самодисциплины, путем
волевого самообуздания мы должны вы- '
нести за скобки критики и обсуждения
возможно большее количество незыблемых
и для всех обязательны лолажений.
1:
Стр. 3:
Стр.
Стр.
Стр.
Стр.
Стр.
4:
5:
в:
ft:
9:
Стр.10:
Стр. 11:
Мы должны, больше чем представители
других наций, подчеркивать все, что нас
объединяет и особенно резко восставать
против того, что нас разделяет.
Это — трудный путь, предъявляющий
ко все м нам очень большие требования.
Но это — единственный реальный путь
доказательства того, что наш народ, представителями
которого мы являемся, достоин
лучшей участи. Все теоретические
утверждения этого положения будут разбиты,
если поведение нашего «среднего человека»,
т.е.поведение каждог о из нас,
будет им противоречить.
В очевидности этой истины находим мы
пафос той кампании, которая ведется на
страницах этого органа. Его задачу мы видим
'не только в удовлетворении закономерного
любопытства наших читателей к
тому, что их ждет в плане чисто житейском
и бытовом, но и в уяснении наших
гражданских обязанностей.
Ибо, не исполняя эти обязанности, не получим
мы никогда и гражданских прав.
В. Васильев
Достойнейший юбиляр
К СОРОКАЛЕТИЮ СЛУЖЕНИЯ В СВЯЩЕННОМ
САНЕ ВЫСОКОПРЕОСВЛПЦЕННЕІППЕГО
СЕРАФИМА, МИТРОПОЛИТА БЕРЛИНСКОГО
И ГЕРМАНСКОГО
5-7 августа с г. в Мюнхене состоялось чествование
Выоокопреосвнщеннейшего митрополита
Серафима в связи о сороковой годовщиной вступления
его на духовный путь.
Следует особо отметить тот. тяжелый крест, который
пришлось нести в страшные годы войны
Высокопреасвященнейшейу юбиляру, борясь з а
удовлетворение духовных потребностей исстрадавшихся
российских рабочих-«оетовцев», помогая
им и словом и делом.
Для чествования в храме собрались иерархи и
духовенства во главе о Высокопреосвященненшнм
митрополитом Анастасией, председателем
Архиерейского Синода Русской Православной
Церкви за рубежом.
И Выоокопреосвшцевнейший митрополит Анастасий,
н вое выступавшие от имени духовенства
и мирян, особо подчеркивали великие заслуш Лй~
«НЕ В СИЛЕ
БОГ, А В
ПРАВДЕ»
АЛЕКСАНДР
НЕВСКИЙ
№ 16 (65)
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ:
Путь наглядного опровержения
Социализм и солидаризм
Куда идет Германия 7
Как расценивают чехословако-со*
ветокмй договор
Марокко и протекторат
В борьбе за обездоленных
Русская солидарность
Экономические заметки
Памятник Минину н Пожарскому
Москва
Потерянный смысл
Фантазия н действительность
Стр.1