Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Субъектное бытие : Эрих Фромм. На пути к «гуманистическому радикализму» : монография

0   0
Первый авторКуштым Евгения Александровна
Издательство[Б.и.]
Страниц154
ID520541
АннотацияСодержание книг охватывает группу проблем, касающихся исследования субъектного бытия человека, неразрывно связанного с его духовным творчеством, которое есть не что иное, как диалог, обеспечивающий гармонические отношения человека с миром. Раскрывая культурно-биографические и историко-социальные особенности становления и развития личности Эриха Фромма, мы показываем, что важнейшие вехи конституирования и реализации им принципа «гуманистического радикализма» есть одновременно постижение и созидание субъектного бытия. Исследование проблемы постижения и созидания субъектного бытия сквозь призму эвристического потенциала философских изысканий Эриха Фромма позволяет преодолеть нередко оказывающее негативное воздействие на сознание человека постмодернистские тенденции и выйти на создание современной гуманитарной теории как нового типа рациональности.
Куштым, Е.А. Субъектное бытие : Эрих Фромм. На пути к «гуманистическому радикализму» : монография / Е.А. Куштым .— : [Б.и.], 2013 .— 154 с. — ISBN 978-5-9772-0280-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/520541 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

К у ш т ы м СУБЪЕКТНОЕ БЫТИЕ: ЭРИХ ФРОММ На пути к «гуманистическому радикализму» Монография Челябинск – 2013 ББК 87.6 УДК 1 К 78 Куштым, Е.А. Субъектное бытие : Эрих Фромм. <...> Серия монографий, посвященная целостному видению философского наследия Эриха Фромма, состоит из трех книг: 1 книга – Субъектное бытие: Эрих Фромм (на пути к «гуманистическому радикализму»); 2 книга – Субъектное бытие: Эрих Фромм (к реализации «гуманистического радикализма»); 3 книга – Эрих Фромм: субъектность как социокультурная форма бытия человека. <...> Раскрывая культурно-биографические и историко-социальные особенности становления и развития личности Эриха Фромма, мы показываем, что важнейшие вехи конституирования и реализации им принципа «гуманистического радикализма» есть одновременно постижение и созидание субъектного бытия. <...> Исследование проблемы постижения и созидания субъектного бытия сквозь призму эвристического потенциала философских изысканий Эриха Фромма позволяет преодолеть нередко оказывающее негативное воздействие на сознание человека постмодернистские тенденции и выйти на создание современной гуманитарной теории как нового типа рациональности. <...> Фромма в контексте обозначенной в названии монографии темы имеет большое значение для современной науки и культуры, ибо философская 7 концептуализация "субъектного бытия" в свете интерпретации «гуманистического радикализма» Э. <...> The Two Voices of Erich Fromm: The Prophetic and Analytic); "Широта и ограниченность идеи Фромма: сны" (Paul Lippmann. <...> The Greatness and Limitations of Fromm`s Thought: On Dreams); "По ту сторону инстинктивизма Фрейда и экзистенциального гуманизма Фромма" (Mauricio Cortina. <...> Beyond Freud`s Instinctivism and Fromm`s Existential Humanism); "Гуманистическая этика Фромма и роль пророчества" (Marianne Homey Eckardt. <...> Fromm`s Humanistic Ethics and the Role of the Prophet); "Вклад Э. <...> Erich Fromm`s Contribution to a Theory of the Development of the Malevolent Personality); "Относительные перспективы в работах Фромма" (Douglas LaBier. <...> Opening of Alternatives and Modification of Character Traits in Psychoanalysis); "Противопоказания пересмотрены: некоторые клинические <...>
Субъектное_бытие__Эрих_Фромм._На_пути_к_«гуманистическому_радикализму»__монография.pdf
ОГЛАВЛЕНИЕ От автора .............................................................................................. 4 Глава I. Истоки становления субъектности Э. Фромма .......... 20 1. Семейное окружение и детские впечатления: на пороге отрицающей жизненной практики (1900–1914) ..................................................................... 21 2. Гуманистический иудаизм – путь Фромма к собственной идентичности (1914–1922): Н.А. Нобель, Г. Коэн .................................................... 30 Глава II. Духовно-ментальное развитие Э. Фромма: к рациональным основаниям отношения человека с миром ............................................................. 33 1. Психолого-практические «семена» гуманистического радикализма Фромма (1922–1930): З.Б. Рабинков, Ф. Рейхманн ......................................... 33 2. Рациональность религиозного опыта: Фромм и Судзуки ........................................................... 55 Отклики и свидетельства о Фромме ................................................. 77 Справочные материалы ...................................................................... 130 Библиографический список ............................................................... 146 3
Стр.3
ОТ АВТОРА «Вся проблема, которую как род человеческий, так и каждый индивид должны решить, состоит в том, чтобы родиться» Эрих Фромм [6, с. 12]. Наряду с многочисленными проблемами, существующими в настоящее время, глобальной проблемой остается сам человек. Тема антропологического кризиса не сходит со страниц работ современных мыслителей. Все чаще ученые отмечают тупиковую ситуацию человеческой цивилизации, говорят о том, что человеку и истории пришел "конец". Трагической констатацией звучит предупреждение Э. Фромма: "Человек располагает такими средствами уничтожения, перед которыми любовь к жизни может оказаться бессильной" [7, c. 51]. Проблема человека, являясь одной из основных проблем в течение многих тысячелетий истории человечества, в XXI веке предстала как сложнейшая проблема, требующая не только теоретического осмысления, но и поиска практического решения жизненно важных задач. В этой связи, обращение к творческому наследию мыслителей, предпринимающих в своих трудах попытку переосмыслить привычные способы отношения человека к действительности и найти новые, заслуживает особого внимания. К числу таких мыслителей относится Эрих Фромм (1900-1980) – выдающийся немецко-американский мыслитель XX века, хорошо известный российской научной общественности, идеи которого послужили катализатором философских споров и дискуссий, поднявших обширный пласт антропологической, социальной и онто-гносеологической проблематики. Необычайна судьба Э. Фромма, который, говоря словами поэта, «жизнь свою продумал, а мысли пережил». По-своему взаимодействуя с миром, с людьми, имея серьезный подход к жизни и придерживаясь самых строгих правил человеческого общежития, сохраняя высокое чувство ответственности за происходящее в мире, Э. Фромм никогда не отсиживался на «домашних рубежах». Никогда не являясь «кабинетным 4
Стр.4
затворником» и не занимая ничьих постов, он выступил одной из центральных фигур, заложивших основы концепции «гуманистического радикализма». Э. Фромм делает акцент на способности человека актуализировать человеческие качества – достигать взаимодействие со своим внутренним миром, утверждая мир на Земле. Интерес к философским изысканиям Э. Фромма неизмеримо возрастает, ибо в своей системе «гуманистического радикализма» он во многом предвосхитил постановку и отчасти решение актуальных проблем современности. К сожалению, тексты Э. Фромма не всегда имеют признание. Э. Фромма безжалостно критиковали. В сознании целого поколения ученых XX столетия он так и остался буржуазным реформатором. Между тем, его концепция "гуманистического радикализма" содержит в себе такой эвристический потенциал, который заслуживает не только самого пристального изучения, но и реализации, так как во многом помогает актуализировать созидательный характер и направление развития современной философской мысли не только за рубежом, но и в России, особенно в ситуации формирования культуры планетарного мышления. Каждое произведение Э. Фромма содержит социальнопсихологическое ядро, устремленное в завтрашний день, открывающий "новые соединения микро молекул человеческой расы" (Э. Фромм) в целом. "Я верю, – пишет Э. Фромм, – что каждый человек представляет все человечество. Мы различаемся по уму, здоровью, способностям. Тем не менее, мы все едины. Все мы святые и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером" [8, c. 372]. Э. Фромм буквально захвачен исследованием феномена авторитарности и бескомпромиссно осуждает какие бы то ни было формы проявления зла, агрессии и насилия в человеческом обществе, видя свою миссию в создании философии общечеловеческого гуманизма. Целью человека является достижение полной независимости и свободы, что предполагает постоянные усилия прорваться сквозь преграду фикций и иллюзий 5
Стр.5