Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Современный русский язык. Лексика. Фразеология (220,00 руб.)

0   0
АвторыЕжова Елена Николаевна, Филиппова Е. В.
Издательство[Б.и.]
Страниц62
ID137228
АннотацияПособие содержит тематику лекций, задания к практическим и лабораторным занятиям, литературу.
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 030601– Журналистика.
УДК811.161.1
ББК81.2
Современный русский язык. Лексика. Фразеология : учебно-методическое пособие / Е.Н. Ежова, Е.В. Филиппова .— : [Б.и.], 2010 .— 62 с. — библиогр.: с. 55-58; прил.: с. 59-60 .— URL: https://rucont.ru/efd/137228 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ЛЕКСИКА. <...> ФРАЗЕОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Специальность 030601– Журналистика Ставрополь – 2010 Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета Современный русский язык. <...> Основной целью курса является формирование представлений о лексической системе языка, о полных и разнообразных связях составляющих ее элементов, об устойчивых сочетаниях русского языка, наряду со словами, выполняющими роль номинативных средств; формирование навыков стилистически правильного использования слов и фразеологизмов в средствах массовой информации. <...> В курсе раскрываются вопросы, связанные с определением слова, с его функционированием в текстах средств массовой информации, рассматриваются парадигматические отношения, в которые вступает слово, что позволяет описать лексический состав не произвольно, а в соответствии с внутренними связями. <...> В ходе изучения курса определяется состав русской лексики с разных позиций (происхождение, диалектные, профессиональные, социальные разновидности, условия общения), тенденции её развития, стилистические функции. <...> Важно показать, что лексический состав русского языка находится в постоянной динамике, поскольку меняются цели носителей языка: если ранее необходимо только было передать информацию, то теперь особое внимание уделяется манипуляции, воздействию, поэтому изучение таких понятий, как языковая игра, политическая корректность, эвфемизация, экология языка является необходимым для студентов-журналистов. <...> 3 Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с предложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Журналистика <...>
Современный_русский_язык._Лексика._Фразеология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ Специальность 030601– Журналистика Ставрополь – 2010
Стр.1
Печатается по решению редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета Современный русский язык. Лексика. Фразеология: учебнометодическое пособие / сост.: Е. Н. Ежова, Е. В. Филиппова. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 62 с. Пособие содержит тематику лекций, задания к практическим и лабораторным занятиям, литературу. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 030601– Журналистика. Составители: канд. филол. наук, доцент Е. Н. Ежова, канд. филол. наук, доцент Е. В. Филиппова Рецензенты: канд. филол. наук, доцент Е. Н. Сороченко, доктор филол. наук, профессор Т. А. Борисова ( СГПИ) © Издательство Ставропольского государственного университета, 2010 2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Современный русский язык. Лексика. Фразеология» логически продолжает изучение студентами, обучающимися по специальности «Журналистика». Основной целью курса является формирование представлений о лексической системе языка, о полных и разнообразных связях составляющих ее элементов, об устойчивых сочетаниях русского языка, наряду со словами, выполняющими роль номинативных средств; формирование навыков стилистически правильного использования слов и фразеологизмов в средствах массовой информации. В курсе раскрываются вопросы, связанные с определением слова, с его функционированием в текстах средств массовой информации, рассматриваются парадигматические отношения, в которые вступает слово, что позволяет описать лексический состав не произвольно, а в соответствии с внутренними связями. Отдельные факты и явления находят себе строго определённое место, благодаря чему необозримый объём словаря русского языка подразделяется на части, классы, группы, подгруппы и категории, связанные между собой. В ходе изучения курса определяется состав русской лексики с разных позиций (происхождение, диалектные, профессиональные, социальные разновидности, условия общения), тенденции её развития, стилистические функции. Важно показать, что лексический состав русского языка находится в постоянной динамике, поскольку меняются цели носителей языка: если ранее необходимо только было передать информацию, то теперь особое внимание уделяется манипуляции, воздействию, поэтому изучение таких понятий, как языковая игра, политическая корректность, эвфемизация, экология языка является необходимым для студентов-журналистов. Пособие включает планы лекционных и практических занятий, а также лабораторные работы и литературу. Планы лекционных занятий содержат учебный материал, необходимый для полного раскрытия заявленной темы, представлены также основные понятия. Практические занятия, помимо вопросов для обсуждения, имеют ряд заданий, способствующих развитию логического, критического и творческого мышления, умению не только проанализировать материал, но и чётко изложить и доказать свою позицию. В связи с этим используются следующие методы интерактивного обучения: дискуссионные (групповая дискуссия, анализ ситуаций и т. д.), игровые (дидактические, творческие). 3
Стр.3
Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с предложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Журналистика», общекультурными (культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, свободное владение средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке журналистских публикаций) и профессиональными компетенциями (знание общих и отличительных черт различных средств массовой информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), знание фонетических, лексических, грамматических, семантических, стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ). Курс рассчитан на один семестр (читается в третьем семестре) и включает лекции, практические занятия, лабораторные и СКР. Общий объем занятий курса – 50 аудиторных часов (18 – лекции, 14 – лабораторные занятия, 18 – практические занятия). Форма отчетности – экзамен в третьем семестре. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие…………………………………………………… Планы лекционных занятий …………………………………. Практические занятия ………………………………………... Тематика исследовательских работ …………………………. Лабораторные работы ………………………………………... Литература……………………………………………………... Приложение……………………………………………………. 3 5 12 25 26 55 59 61
Стр.61

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.