МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛЕКСИКА. <...> ФРАЗЕОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 030601– Журналистика
Ставрополь – 2010
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современный русский язык. <...> Основной целью курса является формирование представлений о лексической системе языка, о полных и разнообразных связях составляющих ее элементов, об устойчивых сочетаниях русского
языка, наряду со словами, выполняющими роль номинативных средств;
формирование навыков стилистически правильного использования слов
и фразеологизмов в средствах массовой информации. <...> В курсе раскрываются вопросы, связанные с определением слова,
с его функционированием в текстах средств массовой информации,
рассматриваются парадигматические отношения, в которые вступает
слово, что позволяет описать лексический состав не произвольно, а в
соответствии с внутренними связями. <...> В ходе изучения курса определяется состав русской лексики с разных позиций
(происхождение, диалектные, профессиональные, социальные разновидности, условия общения), тенденции её развития, стилистические
функции. <...> Важно показать, что лексический состав русского языка находится в постоянной динамике, поскольку меняются цели носителей
языка: если ранее необходимо только было передать информацию, то
теперь особое внимание уделяется манипуляции, воздействию, поэтому изучение таких понятий, как языковая игра, политическая корректность, эвфемизация, экология языка является необходимым для
студентов-журналистов. <...> 3
Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с
предложенными в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению «Журналистика <...>
Современный_русский_язык._Лексика._Фразеология.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Специальность 030601– Журналистика
Ставрополь – 2010
Стр.1
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Ставропольского государственного
университета
Современный русский язык. Лексика. Фразеология: учебнометодическое
пособие / сост.: Е. Н. Ежова, Е. В. Филиппова. – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2010. – 62 с.
Пособие содержит тематику лекций, задания к практическим и
лабораторным занятиям, литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
030601– Журналистика.
Составители:
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Ежова,
канд. филол. наук, доцент Е. В. Филиппова
Рецензенты:
канд. филол. наук, доцент Е. Н. Сороченко,
доктор филол. наук, профессор Т. А. Борисова ( СГПИ)
© Издательство Ставропольского
государственного университета, 2010
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Современный русский язык. Лексика. Фразеология» логически
продолжает изучение студентами, обучающимися по специальности
«Журналистика». Основной целью курса является формирование представлений
о лексической системе языка, о полных и разнообразных связях
составляющих ее элементов, об устойчивых сочетаниях русского
языка, наряду со словами, выполняющими роль номинативных средств;
формирование навыков стилистически правильного использования слов
и фразеологизмов в средствах массовой информации.
В курсе раскрываются вопросы, связанные с определением слова,
с его функционированием в текстах средств массовой информации,
рассматриваются парадигматические отношения, в которые вступает
слово, что позволяет описать лексический состав не произвольно, а в
соответствии с внутренними связями. Отдельные факты и явления
находят себе строго определённое место, благодаря чему необозримый
объём словаря русского языка подразделяется на части, классы,
группы, подгруппы и категории, связанные между собой. В ходе изучения
курса определяется состав русской лексики с разных позиций
(происхождение, диалектные, профессиональные, социальные разновидности,
условия общения), тенденции её развития, стилистические
функции. Важно показать, что лексический состав русского языка находится
в постоянной динамике, поскольку меняются цели носителей
языка: если ранее необходимо только было передать информацию, то
теперь особое внимание уделяется манипуляции, воздействию, поэтому
изучение таких понятий, как языковая игра, политическая корректность,
эвфемизация, экология языка является необходимым для
студентов-журналистов.
Пособие включает планы лекционных и практических занятий, а
также лабораторные работы и литературу. Планы лекционных занятий
содержат учебный материал, необходимый для полного раскрытия
заявленной темы, представлены также основные понятия. Практические
занятия, помимо вопросов для обсуждения, имеют ряд заданий,
способствующих развитию логического, критического и творческого
мышления, умению не только проанализировать материал, но и
чётко изложить и доказать свою позицию. В связи с этим используются
следующие методы интерактивного обучения: дискуссионные
(групповая дискуссия, анализ ситуаций и т. д.), игровые (дидактические,
творческие).
3
Стр.3
Поставленные цели и задачи курса реализуются в соответствии с
предложенными в Государственном образовательном стандарте высшего
профессионального образования по направлению «Журналистика»,
общекультурными (культура мышления, способность к обобщению,
анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору
путей её достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно
строить устную и письменную речь, свободное владение средствами
выразительности русского языка, письменной и устной речью в
процессе личностной и профессиональной коммуникации, при подготовке
журналистских публикаций) и профессиональными компетенциями
(знание общих и отличительных черт различных средств массовой
информации (печать, телевидение, радиовещание, информационные
агентства, интернет-СМИ, мобильные медиа), знание фонетических,
лексических, грамматических, семантических, стилистических
норм современного русского языка в целом и особенностей их
применения в практике современных СМИ).
Курс рассчитан на один семестр (читается в третьем семестре) и
включает лекции, практические занятия, лабораторные и СКР. Общий
объем занятий курса – 50 аудиторных часов (18 – лекции, 14 – лабораторные
занятия, 18 – практические занятия). Форма отчетности –
экзамен в третьем семестре.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие……………………………………………………
Планы лекционных занятий ………………………………….
Практические занятия ………………………………………...
Тематика исследовательских работ ………………………….
Лабораторные работы ………………………………………...
Литература……………………………………………………...
Приложение…………………………………………………….
3
5
12
25
26
55
59
61
Стр.61