Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама (110,00 руб.)

0   0
Первый авторЕжова Елена Николаевна
Издательство[Б.и.]
Страниц22
ID137185
АннотацияДиссертация посвящена исследованию в поэтических текстах О.Мандельштама лингвистических средств организации звукового мира, который формируется на основе всей совокупности языковых средств, направленных на активизацию модуса слуха, и репрезентируемых этими средствами интенциональных структур, связанных с идеей звучания.
Кому рекомендованоДля научных работников, литературоведов, филологов.
УДК821.161.1
ББК81.2
Ежова, Е.Н. Лингвистические средства организации звукового мира в поэтических текстах О. Мандельштама : автореферат диссертации / Е.Н. Ежова .— : [Б.и.], 1999 .— 22 с. — библиогр.: с. 20-21 (15 назв.) .— URL: https://rucont.ru/efd/137185 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

На правах рукописи ЕЖОВА Елена Николаевна ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗВУКОВОГО МИРА В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ <...> чрезвычайно важным представляется исследование ее звукового мира, который формируется на основе всей совокупности языковых средств, направленных на активизацию модуса слуха, и репрезентируемых этими средствами интенциональных структур, связанных с идеей звучания. <...> В настоящее время активно исследуются различные аспекты звуковой организации поэтического текста. <...> В докторской диссертации О.И. Усминского активизация модусов сенсориума, в том числе слухового модуса, рассматривается на трех речевых уровнях (фонетическом, лексическом и синтаксическом). <...> В исследованиях К.Э. Штайн разрабатываются понятия звукового тела и звуковой фактуры, которая реализуется как в языковых (фонетическом, лексическом), так и неязыковых слоях поэтического текста. <...> Системно же лингвистические средства организации звукового мира поэзии О.Мандельштама <...> имеет не плоскостную организацию, выраженную в системе координат горизонтали и вертикали, а пространственную, т.е. обнаруживает и параметр глубины. <...> Поэтическое слово в текстах поэта аккумулирует в себе широкий культурный контекст и обладает высоким репрезентативным потенциалом, т.е. способностью вызывать в воображении предметы и явления, принадлежащие разным эпохам и культурам. <...> Лексемы с семантикой звучания, активизирующие самую абстрактную сферу чувственности - модус слуха, позволяют "явиться" не только конкретно осязаемому и видимому внешнему миру, но и ощутить его динамику, услышать шум времен. <...> выявляется при рассмотрении феноменологической заданности языковых единиц текста, осуществляющих репрезентацию интенциональных структур. <...> В последние годы появилась возможность применять феноменологический метод в лингвистических исследованиях, снабдив его понятийным аппаратом когнитивной лингвистики, в достаточной мере разработанным в работах <...>
Лингвистические_средства_организации_звукового_мира_в_поэтических_текстах_О._Мандельштама.pdf
На правах рукописи ЕЖОВА Елена Николаевна ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗВУКОВОГО МИРА В ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТАХ О. МАНДЕЛЬШТАМА Специальность 10.02.01 - русский язык АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Ставрополь - 1999
Стр.1
Диссертация выполнена на кафедре русского языка Ставропольского государственного университета Научный руководитель: Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор К.Э. Штайн доктор филологических наук, профессор Л.Ю. Буянова кандидат филологических наук, доцент Е.В. Говердовская Ведущая организация: Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена Защита диссертации состоится 14 апреля 1999 г. в 11 часов на заседании диссертационного совета К. 113.50.02 в Ставропольском государственном университете по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1а, ауд. 302. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ставропольского государственного университета по адресу: 355009, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 120. Автореферат разослан " // " марта 1999 Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат филологических наук, доцент Чеснокова Г.Д.
Стр.2
Диссертация посвящена исследованию лингвистических средств организации звукового мира в поэтических текстах О.Мандельштама. Актуальность исследования. В последнее десятилетие сделан значительный вклад в области исследования философско-эстетических и художественных принципов творчества О. Мандельштама, о чем свидетельствуют работы Л.Гинзбург, О. Ронена, С. Аверинцева, П. Нерлера, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, В.Топорова, О. Лекманова, Е. Кантора, Е. Фарыно, Е. Тоддес, И. Семенко, И. Месс-Бейер, Л. Кихней и др. Все большее внимание уделяется анализу языка текстов поэта. Некоторые важнейшие языковые особенности поэтики О. Мандельштама выявлены Л. Гинзбург, В. Топоровым, Б. Успенским, Б. Гаспаровым, М. Лот-маном, А. Кузнецовым, Е. Топильской. Для определения принципов организации языкового материала в поэзии О.Мандельштама чрезвычайно важным представляется исследование ее звукового мира, который формируется на основе всей совокупности языковых средств, направленных на активизацию модуса слуха, и репрезентируемых этими средствами интенциональных структур, связанных с идеей звучания. В настоящее время активно исследуются различные аспекты звуковой организации поэтического текста. Принципы анализа фонетического слоя разработаны С. Ворониным, А. Журавлевым, В. Григорьевым, А. Пузыревым, А. Михалевым, Н. Любимовой, Н. Пинежаниновой, Е. Сомовой; принципы организации семантического поля звука определены Н.Е. Сулименко, И. Рузиным, О.Денисенко, Н. Казаковой. В докторской диссертации О.И. Усминского активизация модусов сенсориума, в том числе слухового модуса, рассматривается на трех речевых уровнях (фонетическом, лексическом и синтаксическом). В исследованиях К.Э. Штайн разрабатываются понятия звукового тела и звуковой фактуры, которая реализуется как в языковых (фонетическом, лексическом), так и неязыковых слоях поэтического текста. Рассмотрены и некоторые аспекты проблемы соотношения звука и слова, музыки и слова в поэтических текстах О.Мандельштама (И. Гурвич, И. Паперно, Ж.-К. Ланн, В. Микушевич, Я. Платек, Б.Кац). Системно же лингвистические средства организации звукового мира поэзии О.Мандельштама не рассматривались. Звуковой мир в поэзии О. Мандельштама имеет не плоскостную организацию, выраженную в системе координат горизонтали и вертикали, а пространственную, т.е. обнаруживает и параметр глубины. Поэтическое слово в текстах поэта аккумулирует в себе широкий культурный контекст и обладает высоким репрезентативным потенциалом, т.е. способностью вызывать в воображении предметы и явления, принадлежащие разным эпохам и культурам. Лексемы с семантикой звучания, активизирующие самую абстрактную сферу чувственности - модус слуха, позволяют "явиться" не только конкретно осязаемому и видимому внешнему миру, но и ощутить его динамику, услышать шум времен. 3
Стр.3

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ