Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Жития святых и поэтика Н. Лескова (на материале произведения «Лев старца Герасима»)

0   0
Первый авторСепик Галина Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц14
ID136847
АннотацияНиколай Семенович Лесков определил жанр повести «Лев старца Герасима» как «восточную легенду», что стало мотивацией избранного поэтического приема – стилизации. Поэтика Н.С.Лескова представляет собой сложную художественную систему, вбирающую в себя самый контрастный, противоречивый материал, из которого «набирается мозаикой» совершенное и завораживающее своей простотой изображение – христианский идеал человеческого бытия.
Кому рекомендованоДля литературоведов, преподавателей и студентов филологических факультетов.
УДК821.161.1.0
ББК83
Сепик, Г.В. Жития святых и поэтика Н. Лескова (на материале произведения «Лев старца Герасима») / Г.В. Сепик .— статья .— : [Б.и.] .— 14 с. — URL: https://rucont.ru/efd/136847 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

(на материале произведения «Лев старца Герасима») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Повесть Николая Семеновича Лескова «Лев старца Герасима», на первый взгляд, не занимает такого же заметного места в его поэтике, как, например «Левша» или «Очарованный странник». <...> Произведение «Лев старца Герасима» было опубликовано впервые в журнале «Игрушечка», в одном из номеров за 1888 год. <...> Богатый материал для разработки интересных сюжетов и поступков? <...> Сама повесть, на наш взгляд, стала результатом творческой переработки житийной, религиозной литературы. <...> Герой повести – «человек по имени Герасим», приручивший дикого льва. <...> У тех, кто хорошо знаком с духовной литературой, литературного не вызывает героя со сомнения святым явная фактологическая праведником, преподобным связь отцом Герасимом. <...> Вот что о последнем сообщается в «Житиях святых»: «Преподобный Герасим родился в городе Ликии, в Малой Азии, и был основателем и настоятелем монастыря, при реке Иордане. <...> В монастыре был заведен им следующий строгий устав: пять дней в неделе братия проводили в уединении, каждый в своей келлии2, в некотором расстоянии от монастыря; питались в это время только хлебом и водою, взятыми из монастыря, и занимались плетением корзин. <...> Когда был погребен Герасим, то лев на могиле его начал биться головою о землю и тут же умер. <...> Таким образом, житийное повествование являет собой как бы энциклопедическую биографическую справку о святом: место рождения, значимость в ряду духовных подвижников; история духовного становления личности; содержание исправляемого святым духовного правила или монастырского устава; особенности и традиции изображения преподобного в иконописи; краткое изложение «чудесных» обстоятельств жизни и смерти; примерная или точная дата смерти. <...> «Лесковский» вариант интерпретирует жизненные обстоятельства «героя» иначе: «Триста лет после Иисуса Христа жил на Востоке <...>
Жития_святых_и_поэтика_Н._Лескова_(на_материале_произведения_«Лев_старца_Герасима»).pdf
Жития святых и поэтика Н. Лескова (на материале произведения «Лев старца Герасима») Сепик Г.В., доцент, Школа педагогики ФАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» Повесть Николая Семеновича Лескова «Лев старца Герасима», на первый взгляд, не занимает такого же заметного места в его поэтике, как, например «Левша» или «Очарованный странник». Вместе с тем, внимательный взгляд исследователя найдет для себя в этой маленькой повести интересный объект для изучения. Произведение «Лев старца Герасима» было опубликовано впервые в журнале «Игрушечка», в одном из номеров за 1888 год. Повесть возникла на основе одного из сюжетов Пролога1 от 4 марта. Что так притягивает мастера малой эпической формы к сюжетам Пролога? «Романтика» древности? «Живописность» христианского и языческого Востока? Богатый материал для разработки интересных сюжетов и поступков? Возможно. Сама повесть, на наш взгляд, стала результатом творческой переработки житийной, религиозной литературы. Герой повести – «человек по имени Герасим», приручивший дикого льва. У тех, кто хорошо знаком с духовной литературой, не вызывает сомнения явная фактологическая связь литературного героя со святым праведником, преподобным отцом Герасимом. Вот что о последнем сообщается в «Житиях святых»: «Преподобный Герасим родился в городе Ликии, в Малой Азии, и был основателем и настоятелем монастыря, при реке Иордане. В юных летах удалился он в пустыню Фиваидскую, а оттуда пришел в Палестину, на Иордан, где и основал монастырь. В монастыре был заведен им следующий строгий устав: пять дней в неделе братия проводили в уединении, каждый в
Стр.1