Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук
Сибирский региональный центр непрерывного
библиотечного образования <...> Т. В. Дергилева
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Новосибирск
2007
УДК 02
ББК 78.342+78.34(2)
Д36
Научный редактор <...> Л.А. Кожевникова доктор педагогических наук
Дергилева, Т. В. Научно-методическая деятельность центД36 ральных библиотек: организация и приоритетные направления :
учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева ; науч. ред. <...> Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «История
развития и становления методической работы библиотек» (теоретический); «Методики организации и проведения методической работы
центральных библиотек ЦБС» (практические руководства). <...> Для руководителей и методистов ЦБС различных организационноправовых форм, слушателей системы дополнительного профессионального образования. <...> © Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2007
Введение
Процессы регионализации и муниципализации библиотек в условиях местного самоуправления1 прямо пропорционально повышают права и обязанности центральных библиотек (ЦБ) – методических центров по отношению к библиотекам централизованных
библиотечных систем или сетей (ЦБС). <...> ЦБ принадлежит значительная роль в процессе повышения
уровня деятельности ЦБС, поскольку именно они осуществляют
управленческие и организационно-методические функции: общее
управление системой ведомственных и муниципальных библиотек,
программируют и анализируют их работу, устанавливают связи,
в том числе обеспечивают взаимодействие с библиотеками других
систем и ведомств <...>
Научно-методическая_деятельность_центральных_библиотек_организация_и_приоритетные_направления.pdf
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирского отделения Российской академии наук
Сибирский региональный центр непрерывного
библиотечного образования
Т. В. Дергилева
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ЦЕНТРАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК:
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Новосибирск
2007
Стр.1
УДК 02
ББК 78.342+78.34(2)
Д36
Научный редактор
Л.А. Кожевникова доктор педагогических наук
Дергилева, Т. В. Научно-методическая деятельность центД36
ральных библиотек: организация и приоритетные направления :
учеб.-метод. пособие / Т. В. Дергилева ; науч. ред. Л. А. Кожевникова
; Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук.
– Новосибирск : ГПНТБ СО РАН, 2007. – 84 с.
Учебно-методическое пособие состоит из двух разделов: «История
развития и становления методической работы библиотек» (теоретический);
«Методики организации и проведения методической работы
центральных библиотек ЦБС» (практические руководства).
Для руководителей и методистов ЦБС различных организационноправовых
форм, слушателей системы дополнительного профессионального
образования.
© Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2007
Стр.2
Введение
Процессы регионализации и муниципализации библиотек в условиях
местного самоуправления1 прямо пропорционально повышают
права и обязанности центральных библиотек (ЦБ) – методических
центров по отношению к библиотекам централизованных
библиотечных систем или сетей (ЦБС). Организационные принципы
построения библиотечных систем и характер взаимоотношений отдельных
их звеньев в последние годы претерпели значительные изменения
и в данном процессе особую, ведущую роль играют не федеральные,
а региональные центры.
ЦБ принадлежит значительная роль в процессе повышения
уровня деятельности ЦБС, поскольку именно они осуществляют
управленческие и организационно-методические функции: общее
управление системой ведомственных и муниципальных библиотек,
программируют и анализируют их работу, устанавливают связи,
в том числе обеспечивают взаимодействие с библиотеками других
систем и ведомств. ЦБ, выполняя значительную часть общесистемных
трудозатрат, обеспечивают централизованные технологические,
информационные и библиотечные процессы, ведут научную работу,
разрабатывают нормативно-правовую базу и организационно-методические
документы, организуют мероприятия по повышению квалификации
и переподготовке библиотечных кадров, проводят обследования
подведомственных библиотек и аттестацию библиотечного
персонала, тем самым создают условия для развития систем.
При данных обстоятельствах усиливаются ответственность и роль
ЦБ – методических центров за адаптацию подведомственных систем
к непрерывно меняющимся внутренним факторам и условиям
внешней среды, которые требуют постоянного методического обеспечения
их деятельности.
По мнению автора, научно-методическая деятельность центральных
библиотек по-прежнему играет значительную роль в организации
информационно-библиотечного обслуживания пользователей
библиотек всех форм собственности, поскольку является условием
его развития. Сведения, включенные в пособие, отражают
информацию об инновациях, содержащихся в профессиональной
_____________
1 В каждом муниципальном образовании есть центральная библиотека
с сетью филиалов.
3
Стр.3
печати, эмпирический опыт и авторский подход в интерпретации
теории и практики ведения методического обеспечения деятельности
библиотечных систем.
Основные идеи и методики, изложенные в данном пособии апробировались
в системе повышения квалификации, на семинарах
и конференциях, публиковались в профессиональной печати.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов учебных
заведений, слушателей системы непрерывного образования,
повышения квалификации и самообразования. Для библиотекарейпрактиков
является практическим руководством по организации
научно-методической работы.
4
Стр.4