Сибирское отделение РАН
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирский региональный библиотечный центр
непрерывного образования <...> Е. Б. Соболева, кандидат педагогических наук
Кожевникова, Л. А. Экономика библиотечной деятельности :
К 58 учебник / Л. А. Кожевникова ; Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб.
отд-ния Рос. акад. наук. <...> Исследованы библиотечные ресурсы и библиотечный общественный продукт, экономика библиотечного обслуживания. <...> Дать однозначный ответ невозможно, поскольку библиотечное
сообщество также оказалось в новых условиях. <...> При этом кардинально меняется не только хозяйственная
деятельность библиотек, но и система их взаимоотношений с государственными органами управления, политика предоставления услуг. <...> Кроме того, библиотечные ресурсы, продукты и услуги
определяют конфигурацию рынка отдельных территорий. <...> Так, до сих пор не осмыслены с позиций рыночных отношений такие основные направления библиотечной деятельности, как, например
создание ресурсного потенциала библиотек, соответствующего уровню спроса на библиотечные услуги. <...> Не ведется мониторинг ценовой политики, не изучается структура
рыночного спроса на библиотечные услуги. <...> Масштабное исследование «Библиотечное обслуживание в изменившейся системе экономических отношений» проводилось в ГПНТБ
СО РАН в 1993–1995 годы. <...> Сделанный исследователями вывод о том, что библиотека может
существовать и развиваться, лишь вступая в обменные отношения
с другими системами общества – социальной, политической, экономической, дал толчок для разработки других научных проблем, таких как
«Место библиотеки в современной социокультурной среде», «Библиотечная деятельность в контексте концепции устойчивого развития территории», «Крупная научная библиотека в воспроизводственном процессе территории». <...> Определенную помощь может оказать монография автора данного
учебника «Библиотека <...>
Экономика_библиотечной_деятельности.pdf
Сибирское отделение РАН
Государственная публичная научно-техническая библиотека
Сибирский региональный библиотечный центр
непрерывного образования
Л. А. Кожевникова
ЭКОНОМИКА
БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебник
Новосибирск
2005
Стр.1
УДК 02:338.4(075.8)
ББК 78.34(2)я73
К58
Научный редактор
Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор
Рецензенты:
Р. А. Трофимова, доктор социологических наук, профессор,
Е. Б. Соболева, кандидат педагогических наук
Кожевникова, Л. А. Экономика библиотечной деятельности :
К 58 учебник / Л. А. Кожевникова ; Гос. публ. науч.-техн. б-ка Сиб.
отд-ния Рос. акад. наук. – Изд. 2-е, доп. – Новосибирск, 2005. –
200 с.
ISBN 5-94560-109-8
В учебнике рассматриваются объективные и субъективные факторы,
обусловливающие развитие библиотечной экономики, специфика
проявления общеэкономических законов, критерии и основные параметры
развития, инструментарий библиотечной экономической теории
и практики. Исследованы библиотечные ресурсы и библиотечный общественный
продукт, экономика библиотечного обслуживания. Изложены
методы изучения экономической деятельности, сущность и содержание
управления библиотечным производством.
Учебник предназначен для студентов библиотечно-информационных
специальностей гуманитарных вузов и слушателей системы непрерывного
образования.
ISBN 5-94560-109-8
У Государственная публичная научно-техническая
библиотека Сибирского отделения Российской
академии наук (ГПНТБ СО РАН), 2005
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Исследование экономики библиотечной деятельности важно в условиях
неадаптированности социума к новым экономическим реалиям.
Огромное количество проблем, возникающих на пересечении экономики
и других сфер общественного производства, влияет на характер
труда, доходы населения – меняются цели, интересы, мотивы деятельности.
Ценностный вакуум, который сложился в российском обществе,
находит свое выражение в отсутствии четких приоритетов, предпочтений,
стимулирующих ту или иную деятельность. Это, в свою очередь,
оказывает серьезное влияние на культурную деятельность населения,
деформирует потребности в информационно-библиотечном обслуживании.
Готовы
ли библиотеки к этим изменениям, к тому, что на смену
традиционным категориям читателей придут новые, с иными запросами
и представлениями о формах библиотечного обслуживания?
Дать однозначный ответ невозможно, поскольку библиотечное
сообщество также оказалось в новых условиях. Традиционная ориентация
библиотек на социальные цели и результаты усложняет их адаптацию
к процессам формирования рыночной экономики. Неблагополучное
состояние в производственной сфере, доходы от деятельности
которой в виде налоговых платежей перераспределяются на развитие
учреждений культуры, привело к несоответствию объема госбюджетного
финансирования потребляемым общественным благам. Общественно-государственная
форма собственности, предполагающая бесплатность
библиотечного обслуживания за счет государственной финансовой
поддержки, начинает существовать наряду с другими формами
собственности, которые обусловливают необходимость включения
библиотек, независимо от их желания, в неустойчивую рыночную
экономику. При этом кардинально меняется не только хозяйственная
деятельность библиотек, но и система их взаимоотношений с государственными
органами управления, политика предоставления услуг. Как
субъект хозяйствования библиотеки участвуют в формировании контуров
развития территориальных экономических систем. Их непосредственный
вклад связан с созданием информационной инфраструктуры
территориального производства, с обеспечением воспроизводства трудовых
ресурсов, через предоставление продуктов и услуг, несущих
новое знание. Кроме того, библиотечные ресурсы, продукты и услуги
определяют конфигурацию рынка отдельных территорий. И, наконец,
удовлетворяя важнейшие человеческие потребности, связанные
3
Стр.3
с организацией профессиональной и культурной деятельности населения,
библиотека играет активную роль в повышении уровня и качества
жизни населения. Слабость партнерского сотрудничества библиотековедов
с экономистами не способствует пониманию явлений, процессов,
тенденций, происходящих в современном социуме в условиях
трансформаций, без него невозможно создание новой государственной
политики в отношении библиотек.
К сожалению, экономическая политика библиотек определяется
чаще всего внутренними факторами их производства – наличием ресурсов,
технологиями, традициями. Совокупность внешних факторов,
участвующих в создании экономической и социальной среды производства
и распределения услуг, исследуется далеко не всегда и
не в полном объеме.
Так, до сих пор не осмыслены с позиций рыночных отношений такие
основные направления библиотечной деятельности, как, например
создание ресурсного потенциала библиотек, соответствующего уровню
спроса на библиотечные услуги. Да и сам спрос традиционно изучается
в контексте информационных потребностей, а не потребительских
свойств библиотечной услуги, что, в свою очередь, приводит
к нарушению баланса между предлагаемыми и используемыми услугами,
а также произведенными услугами и видами библиотечного обслуживания.
Недостаточно
исследуются тенденции развития рынка информационно-библиотечных
услуг и рынка труда библиотечных специалистов.
В частности, не проведена их сегментация ни в масштабах России,
ни по отдельным территориям.
Не ведется мониторинг ценовой политики, не изучается структура
рыночного спроса на библиотечные услуги. И, наконец, делаются
лишь первые попытки определить место и роль библиотеки в структуре
базовых социально-экономических процессов территории. А без
этого невозможно создать такую систему библиотечного обслуживания,
которая позволила бы руководить процессами адаптации пользователей
библиотек к новой социально-экономической ситуации.
Правомерно задать вопрос, с чем связана неразработанность основных
проблем библиотечной экономики? Можно утверждать, что
эти проблемы были в центре внимания отечественных библиотековедов
уже в 80-х годах ХХ века. Так, хорошо известны работы специалистов
научной школы из Санкт-Петербурга, таких как Ж.С. Шадрина
Е.В. Небогатикова, Н.В. Могилевер, Л.В. Куликова, в которых с пози4
Стр.4