В Дудергоф и обратно
Очерки истории Красного Села и Дудергофа.
СПб, «Дмитрий Буланин», 2007
По поводу издания этой, очень красивой, нарядной, словом, как нынче говорят,
«богато» (благодаря депутатам и сотрудникам Муниципального Совета и Местной
Администрации г. Красное Село, организовавших и профинансировавших данный
проект) изданной книги можно наговорить тонну банальностей. Открытие, мол, прежде
не слишком популярного питерского пригорода, вниманием ученых отнюдь не
избалованного, эдакого бедного родственника Петергофа, Стрельны, Царского Села и
Павловска. Воссоздание, скрупулезное и бережное, его истории, — а таковое
неинтересным не бывает, ежели за него браться серьезно, с умом и талантом, а также с
багажом совершенно необходимых, скрупулезных и многообразных знаний. Рассказ о
людях, благословивших Дудергоф и Красное своим присутствием. А среди них — Петр
I, Екатерина II, Александр I, «К. Р.», множество других членов Российского
Императорского дома, великие М. Лермонтов и П. Федотов, служившие офицерами
русской армии и поэтому регулярно приезжавшие в красносельские лагеря, Матильда
Кшесинская, Михаил Фокин, граф З. Чернышев, князь В. Трубецкой, граф, полководец,
будущий финский фельдмаршал Карл-Густав Маннергейм, тоже служивший в русской
армии (напомню: Великое княжество Финляндское тогда было частью России), князь
А. Голицын, граф А. Орлов… Далее — чуть ли не все титулованные и именитые
российские фамилии.
Хоть и не Петергоф с Павловском, но — богато, ничего не скажешь.
От банальностей же спаси нас Господь, — им свойственно пролетать мимо глаза
и уха со сверхзвуковой бесшумностью.
А здесь, при чтении этой книги, почему-то совершенно не хочется пробегать
галопом по этой южной питерской оконечности, отметившись, словно на
экскурсионной обязаловке: вот, мол, место (ныне, естественно, голое), где стоял
царский дворец; а вот, поглядите, место, где возвышалась в прежние времена
лютеранская церковь Святой Троицы; а тут —поглядите, пожалуйста, направо, — была
церковь православная, от нее вы можете лицезреть остатки фундамента, а тут —
пожалуйте взгляд налево — располагалась молочная ферма (продукты исключительно
свежие, качество отменное), вот тут стоял некогда бюст Александра II с трогательной и
простосердечной надписью от благодарных крестьян Красносельской волости, а здесь,
где сегодня торчат кое-где из земли старые перекосившиеся железные кресты с
закрученными перекладинами, словно рождала их сама земля, был древний
лютеранский погост…
Не хочется, потому что главная особенность книги — то, что почти все
достопримечательности этих мест, да что там достопримечательности — сама их
атмосфера, уклад их жизни, их дух, плоть и кровь, которыми очерки, вошедшие в
книгу, буквально дышат, — исчезли. Стерты с лица земли, будто со времени их
существования прошла не 90 каких-то лет, а несколько столетий. Тут впору постоять с
шапкой в руке, как у Соловецкого камня на Лубянской площади.
Там — в память миллионов безвинно погубленных, убитых, растерзанных и
почти забытых.
Здесь — об исчезнувшей жизни. Вместе с ее церквями, огромными военными
лагерями, населенными кавалергардами и уланами, с заведениями искусственных
минеральных вод, театрами и театриками, фермами, молочными домиками,
старинными больницами, фабриками, гостиными дворами, мельницами, часовнями,
памятниками и бюстами. Ведь ничего — буквально ничего — из исчезнувших
Стр.1