Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

«Бог есть счет» Размышления о посмертной книге Л. Пантелеева «Верую…» (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЩеглова Евгения Петровна
Издательство[Б.и.]
Страниц5
ID13404
АннотацияАвтор размышляет над глубоко интимными записями талантливого детского писателя Л. Пантелеева, о его давней, в сущности, всежизненной религиозности, о гонениях на нее, о вынужденной скрытности тех, кто в душе всегда веровал, но не мог открыто исповедовать самое для себя дорогое..., о внутренней трагедии талантливого писателя. Анализируя книгу "Верую..." автор обращается к проблемам сегодняшнего дня - массовому и бездумному тяготению к религии. взаимоотношениям государства и церкви.
Кому рекомендованоширокому кругу читателей
Щеглова, Е.П. «Бог есть счет» Размышления о посмертной книге Л. Пантелеева «Верую…» / Е.П. Щеглова .— : [Б.и.] .— 5 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13404 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Бог есть счет» Размышления о посмертной книге Л. Пантелеева <...> » Книга-«разгадка», объяснение «причины... несколько странного для многих человеческого и писательского поведения» Л. Пантелеева <...> восторженно приветствовал это событие, отдав дань таланту и душевному благородству ее, увы, уже ушедшего из жизни автора. <...> А здесь — глубоко интимные записи талантливого детского писателя о его давней, в сущности, всежизненной религиозности, о гонениях на нее, о вынужденной скрытности тех, кто в душе всегда веровал, но не мог открыто исповедовать самое для себя дорогое... <...> — давний друг и один из наиболее близких С. Я. Маршаку людей — был человеком исключительного благородства и ныне, кажется, уже вышедшей из моды старинной порядочности. <...> В его жизни немало было тяжелейших ситуаций, из которых он выходил, ни в чем не поступившись честью подлинного интеллигента. <...> И она тоже, как ни странно, уцелела, хотя, по логике вещей, своим заступничеством могла бы скорее навредить, ибо, по злой иронии судьбы, являлась дочерью жандарма. <...> Чудом уцелела и Лидия Чуковская, жена расстрелянного в 38-м Бронштейна. <...> В частности, в 1942 году, когда по не известной никому причине его, умиравшего в Ленинграде от голода и передвигаться -2уже не способного, вызвали «куда надо» (а еще раньше предписали вообще остаться без карточек, то есть умереть безо всякой помощи), и только чистая случайность — или вера? — спасла его от гибели. <...> Неизлечимо заболела его единственная дочь — «наша Маша», которой он отдавал всю свою позднюю родительскую любовь. <...> «Этот благородный, умный, талантливый человек несет непосильную тяжесть», — писала о нем Лидия Чуковская Давиду Самойлову. <...> Перед нами, по-моему, не столько размышления религиозного мыслителя и не исповедь страстно верующего, сколько мучительная трагедия человека, ищущего в религии забвения от невыносимых <...>
«Бог_есть_счет»__Размышления_о_посмертной_книге_Л._Пантелеева_«Верую…»__.pdf
«Бог есть счет» Размышления о посмертной книге Л. Пантелеева «Верую…» Книга-«разгадка», объяснение «причины... несколько странного для многих человеческого и писательского поведения» Л. Пантелеева — таким добрым вступительным словом некогда предварил публикацию отдельных глав из книги в «Новом мире» Вл. Глоцер. И критика тут же и с радостью пошла следом за этой соблазнительной, но весьма нехитрой мыслью. В «Литературной газете» почти сразу по выходе книги Б. Галанов восторженно приветствовал это событие, отдав дань таланту и душевному благородству ее, увы, уже ушедшего из жизни автора. Как же все-таки тяготеем мы все — даже вовсе не желая в том признаваться — к легким разгадкам сложнейших человеческих драм! Как вдобавок приятно попасть с ней, этой разгадкой, в этакую удобную и растяжимую на любой размер идеологическую кампанию, тем более что вопросы религиозные сегодня обрели мало того что свободу, но и редкостную остроту. А здесь — глубоко интимные записи талантливого детского писателя о его давней, в сущности, всежизненной религиозности, о гонениях на нее, о вынужденной скрытности тех, кто в душе всегда веровал, но не мог открыто исповедовать самое для себя дорогое... Как же не впасть здесь и в умиление, и в соблазн демонстрации собственных христианских убеждений, которые ныне стали, к стыду нашему, модой! Л. Пантелеев — давний друг и один из наиболее близких С. Я. Маршаку людей — был человеком исключительного благородства и ныне, кажется, уже вышедшей из моды старинной порядочности. В его жизни немало было тяжелейших ситуаций, из которых он выходил, ни в чем не поступившись честью подлинного интеллигента. А дамоклов меч над ним и его ближайшими сотоварищами висел постоянно. Достаточно вспомнить судьбу его соавтора по «Республике ШКИД» Г. Белых, умершего в 38-м году в тюремной больнице от туберкулеза, и участь других погибших «маршаковцев» — А. Введенского, Д. Хармса, Н. Олейникова, Р. Васильевой, С. Безбородова, И. Мильчика, Тэки Одулока, М. Бронштейна... Как уцелел Л. Пантелеев, ходивший, как и все они, по острию ножа, сказать невозможно. Доля случайности всегда присутствует в подобных загадках. На позорном собрании ленинградских писателей в сентябре 1937-го года, где на Маршака и его редакцию лились не потоки, а океаны грязи и лжи, в защиту его раздался одинединственный голос — писательницы Лидии Будогоской. И она тоже, как ни странно, уцелела, хотя, по логике вещей, своим заступничеством могла бы скорее навредить, ибо, по злой иронии судьбы, являлась дочерью жандарма. Чудом уцелела и Лидия Чуковская, жена расстрелянного в 38-м Бронштейна. Что-то, видимо, заело тогда в отлаженном гулаговском механизме — или план по посадкам оказался перевыполненным? Л. Пантелеев никогда не предавал, ни на кого не доносил, не участвовал в многочисленных травлях и проработках. А уж за его почти восьмидесятилетнюю жизнь их было, поверьте, вдосталь. Человеком он всегда оставался, по единодушному мнению всех, кто его знал,— молчаливым и скрытным. Однако это не мешало его внутренней доблести. В книге «Процесс исключения» Л. Чуковская вспоминала, что во времена не такие уж либеральные — в 1974 году — он оказался в числе тех немногих, кто вступился за нее и не побоялся прислать письмо в секретариат СП. Правда, смертью в лагерях это ему не грозило, но бед могло сулить немало. Впрочем, именно из последней книги узнаем мы о том, сколь часто арест и смерть грозили ему на протяжении самых тяжелых лет. В частности, в 1942 году, когда по не известной никому причине его, умиравшего в Ленинграде от голода и передвигаться
Стр.1
- 5 - несомненном религиозном фанатизме автора. Ведь во всем, что его окружало, куда бы ни бросала его жизнь — хоть в самые дальние страны,— он ищет не единения с людьми, а — церковь, молитву, верующих, устремленных в храм… Поймем же его. Не обвиним. Не осудим. Поймем. И не будем смешивать эту несомненную экзальтацию, самовнушение страдающего человека с подлинно религиозным состоянием души. В книге приведен один любопытный пример, который почти безошибочно свидетельствует об определенной узости авторских воззрений на мир. Размышляя о причинах, по которым А. Пушкин не вошел в общество декабристов, Л. Пантелеев пишет: «Легкомыслие молодого Пушкина, в частности его позорное мальчишеское богохульство, прежде всего отталкивало от него заговорщиков...» По убеждению автора, декабристы были «глубоко и сознательно верующими христианами»,— и потому, естественно, отвергли этого «богохульника». Если бы речь шла об обычном литературоведческом труде, достаточно было бы просто указать на ошибку. Декабристские общества отнюдь не являлись сектой религиозных фанатиков. Среди будущих бунтовщиков были и крайне религиозные люди (как, например, один из самых выдающихся философов декабризма М. Фонвизин или поэт-тираноборец В. Кюхельбекер), и люди совершенно к религии равнодушные — как И. Горбачевский, и материалисты, как И. Якушкин. Любопытно здесь другое. Наиболее рьяно протестовали против «кандидатуры» Пушкина все-таки неверующие декабристы. И отталкивало их отнюдь не пресловутое «богохульство» Пушкина, а известная раскованность его поведения, «откровенное и резкое проявление его взглядов, разящие остроты» (Б. Мейлах), несовместимые с конспиративностью обществ. Поскольку же перед нами не литературоведческий труд, то дело совсем не в обычном для неспециалиста незнании. Характерна именно жесткая заданность, с которой автор подходит к жизни, вне зависимости от того, идет ли речь о временах давнопрошедших или нынешних. Во всей книге, пожалуй, только страницы, рассказывающие о детстве автора, покоряют своей мягкостью, лиричностью, задушевностью. Поневоле вспоминаются лучшие детские рассказы Л. Пантелеева. Видимо, мать писателя была истинной милосердной христианкой, человеком искренне и глубоко верующим,— он вспоминает не просто ее частые посещения церкви, а то, как добра была она к любым обиженным, как спасла она человека, ограбившего во время революции всю ее семью, — хотя никакой благодарности от него не дождалась, — как своей любовью и заботой лечила сына, по чудовищной нелепости страшных революционных лет ставшего беспризорным. В заключение мне хотелось бы отметить еще один, крайне огорчительный, факт нашей поразительной всеобщей невнимательности. В предисловии к книге автор его, С. Лурье, не раз повторяет, как сердился Алексей Иванович Пантелеев (в жизни — Еремеев), когда его пытались упорно именовать Леонидом, расшифровывая таким образом его давнее шкидское прозвище — Ленька Пантелеев. Свои произведения он подписывал всегда без расшифровки — Л. Пантелеев, и псевдоним сросся с ним наипрочнейшим образом. И что же теперь, в посмертной книге? В выходных данных, в конце, крупно написано — «ЛЕОНИД ИВАНОВИЧ ПАНТЕЛЕЕВ». Алексей Иванович, всю жизнь страдавший от одиночества, от непонимания, от мучительной душевной боли, ради Бога, простите нашу воистину неискоренимую небрежность.
Стр.5