Борис Щукин
тех, кто опрометчиво взял на себя смелость вершить людские
судьбы и прерывать нити человеческих жизней. Встреча
с маджахедами – один из наиболее ярких и эмоционально
сильных эпизодов романа. Это звездное мгновение герой
готовил всей своей жизнью и выиграл спор со смертью: он
«восстал» из могилы, будучи погребенным заживо на полутораметровую
глубину. Возможности человеческого духа необъятны,
утверждает автор судьбами своих героев.
Автор удивительно уважителен к творческой воле читателя.
Не проговаривая отдельные связи элементов сюжета,
он выделяет наиболее яркие, часто трагические, потрясающие
по силе эмоционального воздействия эпизоды,
приглашая читателя выступить в роли собеседника или
детектива, толкователя сновидений или психоаналитика,
исповедующегося или проповедника, властвующего или
подчиняющегося. Глубинная, мистическая сущность смерти,
не единожды жалящей героев, обретающей для них
трагическую явь, утверждает незыблемость и красоту
мироздания, любовь и память, растворенные в нем: эпизод
отчаянной попытки юноши спасти молодую учительницу
в обезумевшую от собственной безудержности снежную
бурю. Сквозные образы-символы, знаки природы, взаимоотношения
человека с диким зверем, хищником указывают на
единство и гармонию совершенного мира: эпизод встречи
человека с волком в волчьем логове... Автор подчеркивает
необходимость быть внимательным к образам-знакам, не
пропускать их в линии сюжета, как бы мы не пропускали
знаки судьбы в линии жизни.
В этом смысле роман-притча – своеобразный психологический
компас, тренажер для разума и катарсис для души.
«Преодоление» – это философия героя нашего времени, поколения
новой цивилизации, закрепленная в слове. Ибо было
сказано: «Вначале было слово. И Слово – это Бог» (Н. Гумилев).
С. А.
Стр.7
Преодоление. Путь воина
ПРОЛОГ
Чудес нет, есть Истина.
Конфуций1
Ночь – картина красоты и
величия Божественного Мироздания
– чарующая, исцеляющее
покрывало печалей Земли.
Ночь превращает небеса
в духовный храм сопричастности к Вечности, зажигает
звезды миллиардами свечек, лампадным светом
в венечной дымке колышет луну.
Неведомая, неслышимая музыка слетает с вселенских
струн и тихой мелодией спасения наполняет души.
Наставник обнял юношу за плечи.
– Мы пришли с тобой в эту ночь к старому утесу,
чтобы послушать мелодию времен – вселенский зов
прошлого, настоящего и будущего.
Юноша молчал.
Он учился слышать, пытался проникнуть в глубину
каждого слова своего учителя – великого воина
и просветителя.
Юноша был в начале пути. Он знал, что путь этот
не пески и горы. Это путь к вершинам нравственности,
долга и чести, путь битвы за право быть человеком.
Это путь к другому измерению и созиданию себя, путь
к духовности и силе. Он готовился вступить на
этот путь и пойти по стопам своего учителя.
– Слышишь?
7
Стр.8
Борис Щукин
Юноша продолжал молчать.
– Вселенная вздыхает. Она живая. Она видит нас.
Она узнает своих воинов. Она разговаривает с нами.
Она ждет нашей помощи.
Утес величаво возвышался над темным лесом.
Лунный свет обволакивал его, скользил, расплывался,
рассыпался и утопал в объятиях Земли, которая дышала
теплом. Ее вздохи, как вздохи матери, кормящей
ребенка, были умиротворенны и ласковы.
Волчий вой разорвал покойную тишину звездной
ночи. Тревожная мелодия волнами скатилась с утеса.
Надрывно поплыла над притаившимся подлунным
миром и эхом вознеслась к небесам.
Наступила тишина.
– Печально, – проговорил юноша.
– Было сказано: «Мудрый человек – в доме печали,
глупый – в доме веселья». Все опечалено в этом Мире.
Печаль рождает будущее, она – начало сущности человеческой
личности. Ею очищаются и лечатся. День
суетлив и стремится стереть нашу память о будущем.
Ночь успокаивает, готовит нас к грядущему. Цени
ночь: день сам позаботится о себе.
Ночь колыхнулась, по ее извивам снова покатилась
минорная мелодия. И вновь тишина.
– Мне кажется, я слышал эту мелодию печали.
– Это целительная песнь нашего будущего. Она
пронизывает нас, она всюду. Это зов наших душ. Слышать
его можно в тишине, в одиночестве, при звездах,
когда в предрассветном небе вспыхивают новые блики
неведомых Миров, когда преодолевается притяжение
Земли.
Наставник и юноша стояли в ночи под куполом
звезд, во вселенском небесном храме, слушали мелодию
великой Истины. Она приглашала к общению
и сопричастности.
Стр.9
Преодоление. Путь воина
ВЫБОР
Счастлив тот, кто может
проследить свою родословную
одного предка за другим и облечь
седое время покровом юности.
И. Рихтер2
Урал расчерчивает Россию
по меридиану с севера на юг,
таинственно выплывает изза
Полярного круга, взбирается
на берега Карского моря
и горными грядами, крадучись, спускается, скользит
в волшебной дымке на многие тысячи километров,
а затем также таинственно исчезает, уходит под южные
степи Прикаспийской низменности. Реки изумрудных
вод кольцами извиваются вокруг Урала охранными
зонами бассейнов Северного Ледовитого океана
и Каспийского моря. Хребты, покрытые хвойными,
елово-пихтовыми и широколиственными лесными
ландшафтами, в своей юной первозданной красоте
девичьими косами отражаются в зеркалах синеоких
озер, рассыпая благовонные, привораживающие,
успокаивающие запахи. Заповедный край хранит
от посторонних глаз несметные природные богатства
и россыпи драгоценных камней.
Ветры Европы и Азии сплетаются над волнистой
уральской грядой, примиряются и растекаются по
всему миру певучими притчами и сказами. Не случайно
ли Урал запечатлен в глубинной памяти людей
как образ благословленного возрождения
человечества? Одним он представляется краем
9
Стр.10
Борис Щукин
спокойствия и уравновешенности, краем обитания великого
духа счастья, другим – краеугольным камнем просторов
России, местом избавления от ложных мнений.
Восторженно, колоритно разрисовывал своему
другу уральское чудо Владимир Романович, чиновник
казенной палаты, председатель переселенческой комиссии.
Знакомил он Николая Гордеевича с системой
государственного устройства на новых землях, убеждал
его остаться на Урале:
– Понимаешь, Николай Гордеевич, идет заселение
Урала. Все поселения получают названия в честь побед
русской армии. Смотри, появилась новая станица Чесменская
в ознаменование победы русского флота над
турками в Чесменской бухте Эгейского моря. Твой дед
геройски погиб в этом сражении. Это же символ связи
времен и поколений. Останешься на Урале – получишь
земельный надел, определим тебе льготы.
Николай Гордеевич Щелоков (1800–1865) – коренной
петербуржец, кадровый военный из дворянского
рода, после декабрьского восстания 1825 года был
разжалован, приговорен к каторге, ссылке в солдаты.
После помилования в 1856 году остановился на некоторое
время в Челябинске.
Его мучило одно пророчество, высказанное по поводу
видения, которое являлось ему после тяжелых приступов
неизвестной болезни и временной потери памяти.
Ему предсказали, что ответы он найдет на Урале.
Николай Гордеевич ходил по городу, знакомился
с бытом уральской жизни. По вечерам слушал длинные
речи своего давнего друга по гимназии.
– Тебя послушать, Владимир Романович, выходит,
что Урал – это ковчег спасения человечества.
– В самую точку, Николай Гордеевич, Урал избежит
рабства, крепостничества. Он станет, как Америка,
новым миром новых людей, с юношеской мечтой
Стр.11
ХИТОПАДЕША – индийский средневековый литературный
памятник.
33
АД (преисподняя) – местопребывание душ грешников, обреченных
на вечное мученье.
34ГЕЛЬВЕЦИЙ (1715–1771) – французский философ.
35
36НЕБЕСНЫЕ ВОЙСКА АРХАНГЕЛА МИХАИЛА. Михаил и ангелы
его воевали на небе против дьявола. «И низвержен был великий
дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною,
на землю, и ангелы его низвержены с ним». Откровение 12.7.
37ДЕМОКРИТ(470 до н. э.) – древнегреческий философ.
38Ф. НИЦШЕ (1844–1900) – немецкий философ.
39ИЛЬЯ МУРОМЕЦ – воплощение народного идеала героя-воина.
40
А. МЕНЬ (1935–1990) – священник Русской православной
церкви.
41СУФИЗМ – мистическое течение в исламе. Познание Бога через
озарения и мистическую любовь.
42
КАББАЛА – мистическое течение в иудаизме. Вера в то, что при
помощи специальных ритуалов и молитв человек может вмешиваться
в божественные процессы. Существует еще и ХАСИДИЗМ.
43
ДЗЕН – одна из школ буддизма (медитация, сосредоточение,
созерцание). Для западной интеллигенции стала фактом контркультуры.
44
ГОЛГОФА
– холм в окрестностях Иерусалима, на котором был
распят Иисус Христос.
45ЭКСПРОПРИАЦИЯ – принудительное лишение собственности.
46 НУВОРИШИ – выскочки, разбогатевшие во время социальТЕККЕРЕЙ
(1811–1863), английский писатель. Пороки современного
общества рассматривал как зло, свойственное всему
человечеству
ных перемен.
47
Борис Щукин
Стр.321