Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский
Заявленная тема столь обширна, что даже одно перечисление всего созданного Г.И.Чулковым (1879-1939) о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского заняло бы
значительную часть отведенного статье пространства. <...> , помимо самостоятельной значимости, входит в более обширную место Достоевского в самосознании русского символизма и не может быть полноценно освещена без привлечения суждений других символистов, соратников и противников Чулкова в символистском лагере. <...> Достаточно сказать, что
первое крупное философско-критическое произведение Чулкова 1906 года, выпущенное под названием “О мистическом анархизме” (мы сейчас не будем вдаваться
в подробности относительно достоинств и недостатков этого сочинения) включало
в себя главу, посвященную Достоевскому, а завершил он свой жизненный путь, написав книгу “Как работал Достоевский”, которая вышла в год его смерти. <...> Однако рукопись самого значительного
его исследования о Достоевском “Жизнь Достоевского”, написанная в 1932-1934 гг.
и получившая положительные отзывы ведущих достоевсковедов того времени Б.Томашевского <...> Известно, что в период написания этой работы Чулков, чтобы напитаться атмосферой, окружавшей Достоевского в период
написания “Братьев Карамазовых”, постоянно бывал в Оптиной пустыни и даже
жил там подолгу. <...>
2
Итак, имя Достоевского буквально не сходит со страниц произведений Чулкова, являясь, может быть, центральным в его потаенной рукописи начала 19З0-х
годов “Вредитель”2, которая вся является своеобразной контаминацией идейных
мотивов “Записок из Мертвого Дома” и “Записок из подполья”. <...> Важнейшей проблемой, обсуждаемой в повести, является восприятие и толкование христианской
традиции. <...> Конкретно в тексте имя Достоевского возникает в связи с ее интерпретацией в духе антропологии, восходящей к Паскалю. <...> Помимо этого, тайного признания в поклонении, Чулков в годы <...>
Г.И._Чулков_и_Ф.М._Достоевский,_Статья_.pdf
М.В.Михайлова
Г.И. Чулков и Ф.М. Достоевский
Заявленная тема столь обширна, что даже одно перечисление всего созданного
Г.И.Чулковым (1879-1939) о жизни и творчестве Ф.М.Достоевского заняло бы
значительную часть отведенного статье пространства. Кроме того, тема "Г.Чулков и
Ф.Достоевский", помимо самостоятельной значимости, входит в более обширную -
место Достоевского в самосознании русского символизма и не может быть полноценно
освещена без привлечения суждений других символистов, соратников и противников
Чулкова в символистском лагере.
Однако мы остановимся на первом аспекте избранной темы, вернее, даже на
одном ее аспекте, который будет специально оговорен. Достаточно сказать, что
первое крупное философско-критическое произведение Чулкова 1906 года, выпущенное
под названием “О мистическом анархизме” (мы сейчас не будем вдаваться
в подробности относительно достоинств и недостатков этого сочинения) включало
в себя главу, посвященную Достоевскому, а завершил он свой жизненный путь, написав
книгу “Как работал Достоевский”, которая вышла в год его смерти. Известно,
что в середине 1910-х годов он регулярно читал лекцию “Достоевский и современность”,
которая составила основу его работы “Достоевский и судьба России”, опубликованной
в 1918 г. в альманахе “Огни”. Однако рукопись самого значительного
его исследования о Достоевском “Жизнь Достоевского”, написанная в 1932-1934 гг.
и получившая положительные отзывы ведущих достоевсковедов того времени -
Б.Томашевского и В.Кирпотина: “интересная, а местами и увлекательная биография”,
“документированный рассказ о жизни и истолкование произведений" писателя
1- так и осталась неопубликованной. Известно, что в период написания этой работы
Чулков, чтобы напитаться атмосферой, окружавшей Достоевского в период
написания “Братьев Карамазовых”, постоянно бывал в Оптиной пустыни и даже
жил там подолгу.
Стр.1
12
нальную чистоту и национальное единство. И оказалось, что этот механизм очень
схож с тем, которые использовали леворадикальные силы во времена Достоевского.
И те, и другие для достижения своих целей не останавливаются ни перед шантажом,
ни перед подкупом, ни перед доносом, ни перед убийством. А в итоге автор,
несмотря на указанные просчеты, сумел создать образ безумствующей России, раздираемой
недостойными своими сыновьями, в вихре dance macabre устремляющейся
к пропасти.
Трудно сказать, позволял ли себе Чулков проводить параллель между идейной
эволюцией Достоевского и своей. Но со стороны это действительно выглядело
схоже: в молодости - радикализм, увлечение революционной теорией, ссылка, в
зрелости - сложное отношение и к революционным идеям, к особой судьбе России,
которой не по пути с этими движениями, в конце жизни - абсолютные отказ от
символов веры юности, полный пересмотр идейного багажа и обращение к православной
вере. “Ничто не может заменить религию”,18 - писал он в конце своего
жизненного пути. Поэтому можно сказать, что не только творчеством, но и жизнью
Чулков доказал верность идеям и идеалам Достоевского.
1 ИМЛИ. Ф. 36.
2 Впервые опубликована М.В.Михайловой (Знамя. 1992. № 1)
3 ИМЛИ. Ф. 36.
4 ОР РГБ. Ф. 371, Д.2. Ед.хр. 1. С. 10 (об.) - 11
5 Этим “методом” был создан рассказ “Полунощный свет”, воссоздавший атмосферу ивановской
“башни”, “Шурочка и Веня”, воспроизводящий “острые” моменты биографии писательницы
А.Мире, повесть “Слепые”, воссоздавшая перипетии любовного четырехугольника Блок -
Волохова -Чулков - Л.Блок, и некоторые другие.
6 Айхенвальд Ю. Там же.
7 Столица Любовь. О двух новых романах // Столичная молва. 1915. 26 октября. № 449.
8 Ашешов Н. Черные кошмары // День. 1915. 1 октября. № 270.
9 Цит. статья И.Игнатова по: Розанов В. “Двое Беспятовых, критик и беллетрист” //Новое время.
1914. № 13744. 18 июня (1 июля). С.4.
10 Там же.
11 Львов-Рогачевский В. Современный мир. 1909. № 5. С. 140.
12 Цит. Статья И.Игнатова по: Розанов В. “Двое Беспятовых, критик и беллетрист” //Новое время.
1914. № 13744. 18 июня (1 июля). С.4.
13 Айхенвальд Ю. Речь. 1915. № 239. 31 августа.
14 Крайний Антон. Мятущаяся душа // Отклики. 1914. № 26. Литературное приложение к газете
“День”. № 178. 3 августа.
15 Крайний Антон. Там же.
Стр.12