Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Заметки по эсхатологии повседневной жизни. Статья

0   0
Первый авторИрхин Валентин Юрьевич
АвторыКацнельсон Михаил Иосифович
Издательство[Б.и.]
Страниц13
ID13067
АннотацияОбсуждаются соответствия между апокалиптическими пророчествами, содержащимися в канонических текстах различных религий, и современной ситуацией в российской и западной общественной жизни. Утрата смыслов, которая, в сущности, является главным признаком "конца мира", иллюстрируется на ряде примеров: проблема "отцов и детей", роль денег в нашем мире, кризисные явления в современной науке. Подчеркивается возможность решения "эсхатологических" проблем для конкретного человека, но, к сожалению, не для общества в целом. Опубликовано в сб.: Новые идеи в философии науки и научном познании. Вып.3. Екатеринбург, Наука, 2005.
Кому рекомендованоДля широкого круга читателей, которые интересуются философскими вопросами современной науки, ее связями с психологией, искусством и религией, или просто открыты познанию.
Ирхин, В.Ю. Заметки по эсхатологии повседневной жизни. Статья / М.И. Кацнельсон; В.Ю. Ирхин .— : [Б.и.], 2005 .— 13 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13067 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Заметки по эсхатологии повседневной жизни <...> В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон Я интересуюсь: здесь никого не волнует, что после смерти он попадет прямо в ад? <...> Разрыв) Как всегда на рубеже тысячелетий, эсхатология становится царицей наук, потеснив на этом почетном месте математику. <...> Люди с «духовными запросами», люди со слабыми нервами, наконец, просто люди с длинным (хочется добавить – и раздвоенным) языком непрерывно обсуждают в устной и письменной форме грядущий конец света. <...> На фоне наших серых будней неумолимо проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут к ощущению внешнего давления, несвободы и обреченности. <...> Писания различных религий содержат обширный материал на эту захватывающую тему – пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии появившиеся на рубеже нашей эры, Коран, книги зороастризма, буддийские тексты (сутра «Львиный рык миродержца» [1], третий раздел Абхидхармакоши [2]... <...> Все, что ни попадется им под руку – палка, комья земли и т.п., – становится для них оружием, с помощью которого они лишают друг друга жизни» (Абхидхармакоша 3.99). <...> В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован, оправдан и (потенциально) спасителен – даже корабельные крысы проявляют естественное беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. <...> Таким стремлением были в значительной степени мотивированы русские философы – основоположники теоретической космонавтики (основоположники космонавтики практической были люди 2 попроще, они всего лишь делали оружие для будущей смертельной схватки двух систем, <...> Здесь не поможет ни людской эгоизм, ни церковное предание, ни человеческие линии преемственности: «Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! <...> Но Бог избавит душу мою от власти <...>
Заметки_по_эсхатологии_повседневной_жизни._Статья.pdf
Заметки по эсхатологии повседневной жизни В. Ю. Ирхин, М. И. Кацнельсон Я интересуюсь: здесь никого не волнует, что после смерти он попадет прямо в ад? (Ч. Паланик. Колыбельная) Открыть окно – что жилы отворить. (Б. Пастернак. Разрыв) Как всегда на рубеже тысячелетий, эсхатология становится царицей наук, потеснив на этом почетном месте математику. Люди с «духовными запросами», люди со слабыми нервами, наконец, просто люди с длинным (хочется добавить – и раздвоенным) языком непрерывно обсуждают в устной и письменной форме грядущий конец света. Знамения, предсказанные в Евангелии, действительно многочисленны и недвусмысленны. На каждом шагу появляются чудотворцы, пророки, предсказатели и гадалки разного уровня; иногда это выглядит нелепо, но все равно как-то работает и определяет жизнь общества. Редкая газета может отказаться от печатания гороскопов (даже интеллигентные “Известия”). Особый всплеск этих явлений в России произошел на катастрофическом разломе, связанном с началом перестройки. Тогда в большом количестве освобождалась энергия, а люди были полны искреннего энтузиазма и жажды помочь друг другу, причем многое действительно получалось. Некоторые герои того времени бесславно погибли или стали постоянными пациентами психдиспансеров, а другие исчезли с горизонта, занявшись серьезной внутренней работой и перестав увлекаться внешними эффектами. Теперь все как-то скучнее. На фоне наших серых будней неумолимо проступают запутанные закономерности судьбы, которые ведут к ощущению внешнего давления, несвободы и обреченности. Мистическими и экстрасенсорными способностями уже никого не удивишь: они проявляются вплоть до самого бытового уровня, часто вызывая привычную тошноту. Писания различных религий содержат обширный материал на эту захватывающую тему – пророческие книги Ветхого Завета, Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис), апокрифические еврейские апокалипсисы, в изобилии появившиеся на рубеже нашей эры, Коран, книги зороастризма, буддийские тексты (сутра «Львиный рык миродержца» [1], третий раздел Абхидхармакоши [2]...). Не останавливаясь на широко известных (хотя, как правило, крайне поверхностно воспринятых) апокалиптических и евангельских пророчествах, приведем ряд цитат из текстов западной и восточной традиций: 1
Стр.1
«И истлеет все небесное воинство (звезды); и небеса свернутся, как свиток книжный; и все воинство их падет, как спадает лист с виноградной лозы, и как увядший лист – со смоковницы» (Исаия 34:4). «В период, когда малая кальпа подходит к концу, люди, продолжительность жизни которых – десять лет, одержимы безнравственными влечениями, крайней жадностью и ложными учениями. Злоба их настолько сильна, что, когда они видят друг друга, как охотник на оленей – лесную антилопу, их быстро охватывает чувство ненависти и отвращения. Все, что ни попадется им под руку – палка, комья земли и т.п., – становится для них оружием, с помощью которого они лишают друг друга жизни» (Абхидхармакоша 3.99). «Переходим из века сего, как саранча, жизнь наша проходит в страхе и ужасе, и мы сделались недостойными милосердия... Чем больше будешь испытывать, тем больше будешь удивляться; потому что быстро спешит век сей к своему исходу» (3 кн. Ездры 4:24). «И когда дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля и горы, и раздроблены единым дроблением, – вот в тот день падет падающее, и небо расколется, и будет оно в тот день слабым» (Коран 69:13-16). Реальность, отраженная в писаниях, находится вне времени. Некоторые фрагменты древних текстов, составленных много столетий назад в далеких землях, звучат пугающе актуально, почти как злободневная политическая публицистика: В худой стране и народ-то убогий. Стараются нажить себе побольше вещей, а пользоваться ими уже времени нет. Гнетет их страх смерти, страшатся они любых перемен. Хоть и имеют лодки и экипажи, да некому в них ездить. Хоть и есть у них войска и оружие, да некому привести их в порядок. Сами же только и мечтают о былом, что хорошо бы вновь всем вернуться к завязыванию узелков на веревке вместо письма. (Дао Дэ Цзин 80) В принципе, острый интерес к эсхатологической проблематике обоснован, оправдан и (потенциально) спасителен – даже корабельные крысы проявляют естественное беспокойство в предвидении скорого кораблекрушения. Человек же – не гораздо ли лучше крысы? «Лучше», во всяком случае потенциально – в обыденной жизни бывает, как известно, всякое. Тексты обращены к внутреннему человеку, внутренней же крысы не существует; крыса не создана по образу и подобию Божию, и перед ней не стоит задача «стать Богом». При чисто внешнем отношении к опасности различие между этими двумя видами живых существ стирается. Крысам даже легче, они могут надеяться сойти на берег или перейти на другой корабль (кстати, символ церкви). Перед людьми, в принципе, тоже открыты два пути. Первый путь, со сменой корабля – это построить, по известному анекдоту, большой ероплан и улететь на нем на хрен. Таким стремлением были в значительной степени мотивированы русские философы – основоположники теоретической космонавтики (основоположники космонавтики практической были люди 2
Стр.2