Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Письма Н.Н.Никандрова Е.Л.Янтареву. Предисловие, публикация, примечания. (110,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц17
ID13045
АннотацияНиколай Никандрович Никандров (наст. фамилия Шевцов, 1878-1964) – писатель, начавший печататься в начале ХХ века, довольно интенсивно публиковавшийся в 20-е годы. Своеобразие его творческой манеры сразу бросилось в глаза: многочисленные детали, тщательно выписанные подробности быта, вязкий сюжет. Но это не натуралистическое бытописательство, а «новая вещественность», где все подчинено главной задаче: выработке особой выразительности, созданию экспрессивной атмосферы, в которой остановившееся время готовится взорваться и разрушить сонное бытие.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Письма Н.Н.Никандрова Е.Л.Янтареву. Предисловие, публикация, примечания. / М.В. Михайлова .— : [Б.и.], 2007 .— 17 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13045 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Письма Н.Н. <...> Янтареву Предисловие, публикация, примечания М.В. Михайловой Николай Никандрович Никандров (наст. фамилия Шевцов, 1878-1964) – писатель, начавший печататься в начале ХХ века, довольно интенсивно публиковавшийся в 20-е годы. <...> Своеобразие его творческой манеры сразу бросилось в глаза: многочисленные детали, тщательно выписанные подробности быта, вязкий сюжет. <...> Но это не натуралистическое бытописательство, а «новая вещественность», где все подчинено главной задаче: выработке особой выразительности, созданию экспрессивной атмосферы, в которой остановившееся время готовится взорваться и разрушить сонное бытие. <...> С ним А.И. Куприн связывал надежды на обновление русской литературы. <...> Действительно, по определению одного из критиков, «тоскующий весельчак» Никандров не мог вписаться в бодрую настроенность советской литературы и, по сути, выпал из нее на долгое время. <...> Вернуться он смог уже только в конце 50х годов, да и то только дореволюционными произведениями. <...> Публикуемые ниже письма относятся к периоду, когда Никандров только вступал в литературу. <...> (наст. фамилия Бернштейн, 1880-1942), которого считал старшим товарищем, поскольку тот печатался уже с 1901 г., они ярко раскрывают мироощущение Никандрова тех дней, смену настроений, чередование веры в свои способности с унынием и безнадежностью. <...> Кроме того, они дают представление еще об одной стороне жизни Никандрова – революционной. <...> Самое громкое его дело - подготовка убийства главного командира Черноморского флота адмирала Г.Чухнина, который был приговорен севастопольской организации социал-революционеров к смерти за отказ помиловать лейтенанта П. <...> Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 2 операции, инструктировал матроса Акимова, который и привел приговор в исполнение, а потом помог тому скрыться. <...> К тому же революционное окружение Никандрова с осуждением смотрело на занятия литературой <...>
Письма_Н.Н.Никандрова_Е.Л.Янтареву._Предисловие,_публикация,_примечания._.pdf
Письма Н.Н. Никандрова Е.Л. Янтареву Предисловие, публикация, примечания М.В. Михайловой Николай Никандрович Никандров (наст. фамилия Шевцов, 1878-1964) – писатель, начавший печататься в начале ХХ века, довольно интенсивно публиковавшийся в 20-е годы. Своеобразие его творческой манеры сразу бросилось в глаза: многочисленные детали, тщательно выписанные подробности быта, вязкий сюжет. Но это не натуралистическое бытописательство, а «новая вещественность», где все подчинено главной задаче: выработке особой выразительности, созданию экспрессивной атмосферы, в которой остановившееся время готовится взорваться и разрушить сонное бытие. С ним А.И. Куприн связывал надежды на обновление русской литературы. Его первые шаги поддержал М.Горький. Казалось бы, имелись все основание развивать найденные приемы, тем более, что они предвосхитили течение веризма в европейском искусстве. Однако его творческий путь неожиданно завершился в середине 30-х годов, потому что, как он сам позднее признавался в одном из писем: “Меня губит, если же сказать, погубила, <...> сатира ...”a. Действительно, по определению одного из критиков, «тоскующий весельчак» Никандров не мог вписаться в бодрую настроенность советской литературы и, по сути, выпал из нее на долгое время. Вернуться он смог уже только в конце 50х годов, да и то только дореволюционными произведениями. Публикуемые ниже письма относятся к периоду, когда Никандров только вступал в литературу. Обращенные к поэту Е. Янтареву (наст. фамилия Бернштейн, 1880-1942), которого считал старшим товарищем, поскольку тот печатался уже с 1901 г., они ярко раскрывают мироощущение Никандрова тех дней, смену настроений, чередование веры в свои способности с унынием и безнадежностью. Кроме того, они дают представление еще об одной стороне жизни Никандрова – революционной. Дело в том, что Никандров – профессиональный революционер, примыкавший к партии эсеров, неоднократно арестовываемый, преследуемый, вынужденный скрываться под чужой фамилией. Благословленный на террористическую деятельность «бабушкой русской революции» Е.Брешко-Брешковской, он состоял членом боевых эсеровских дружин, помог совершить один из побегов Б.Савинкову. Самое громкое его дело - подготовка убийства главного командира Черноморского флота адмирала Г.Чухнина, который был приговорен севастопольской организации социал-революционеров к смерти за отказ помиловать лейтенанта П.Шмита и других “очаковцев”. Никандров разработал план всей a РГАЛИ. Ф.1452. Оп 1. Ед.хр. 154. Письмо Вьюркову 18 декабря 1950.
Стр.1
2 операции, инструктировал матроса Акимова, который и привел приговор в исполнение, а потом помог тому скрыться. Такая жизнь, в свою очередь, увлекала и не позволяла отдаться полностью литературному труду. К тому же революционное окружение Никандрова с осуждением смотрело на занятия литературой, считая это делом несерьезным, поэтому он вынужден был скрывать свое увлечение. А о том, насколько оно было сильно, так же говорят публикуемые письма, интересные еще и тем, что помогают понять, как формировалась манера Никандрова, как он энергично выбирал, что же ему ближе – импрессионистический стиль символистского журнала «Перевал» или реалистическая тенденция «Современного мира». Письма показывают к тому же, как хорошо разбирался Никандров в современной ему литературе, сколь широк был круг его чтения. Это особенно важно, что позже Никандров усиленно поддерживал миф о своей некультурности и необразованности. Он любил повторять, что самыми тягостными минутами в общении с Куприным были для него те, когда известный писатель «с упоением» начинал «наизусть» цитировать Гамсуна, Чехова, Толстого, постоянно спрашивая при этом: «А помните еще такие-то прелестные кусочки из такого-то автора?»b. Как мы видим из писем Янтареву он читал Гамсуна, восхищался Чеховым. А знание творчества Л.Н.Толстого было таким, что великий писатель на написанное ему в январе 1898 г. письмо неизвестного студента Шевцова ответил приглашением к себе и долгим разговором с ним! Письма Н.Н.Никандрова хранятся в РГАЛИ. Ф.1714. Оп. 1. Ед. хр. 15 и печатаются по современной орфографии и пунктуации. I [1904. 6 сентября. Севастополь] Л. 7-8. Ваше письмо, дорогой Ефим Львович, письмо давно ожидаемое, я наконец получил. Вполне разделяю Вашу радость. Особенно приятно то, что Вы чувствуете себя лучше, а «чахотки и в помине нет». Если бы я это писал фельетон, я бы добавил: «В здоровом теле, здоровый дух»c1. Ваши литературные успехи тоже должны на Вас повлиять благотворно и вдохновить на дальнейшие подвиги. Это Вы чувствуете. Это укрепит Вашу веру в свои силы. Давай Вам Бог. Еле-еле сдерживаю себя, чтобы не сказать еще что-то по поводу писания вообще, а стихов в частности… Это «что-то» Вам известно, и я еще с ним буду приставать к Вам. b РГАЛИ. Ф. 1161. Оп. 1. Ед.хр. 146. Л. З, 3 (об.). Письмо С.Н.Сергееву-Ценскому от 24 июня 1957 г. c Или если бы я был Темтовичем.
Стр.2
3 Вы знаете, как меня интересует общественная жизнь и литература, поэтому убедительно прошу Вас сообщать мне все интересное и новое в этой области. А что написать, у Вас всегда найдется, ибо Вы имеете возможность получать ценный материал от соприкосновения с «большими писателями» и пр. Пишите поразборчивее. Так о Никитиче2 никаких сведений не имеете? Весьма и весьма любопытно, что скажет Вам редакция «Правды»3 о моей комедии… Смотрите, добейтесь-таки от них таки категорического ответа, и в случае отказа любопытна мотивировка. А то идет уже 3-ий месяц! (послана 1-го июля). Благодарю, что зашли в редакцию, и жду ответа. Несмотря на крайне неблагоприятные условия (поездки, безденежье, болезни, набеги полиции и пр.) я написал тут один рассказ около печатного листа. А Андрусон4, по-видимому, хочет взять меня измором… не печатает, сукин сын! Да, напишите, кто редактирует беллетристику в «Правде» и кто публицистику? Как прочен этот журнал? Напишите о Горьком, Андрееве и пр. Были ли Вы на могиле Чехова?5 Вероятно. А если нет – непростительно это… Но, конечно, были. Мне, где бы я ни был, всегда пишите на Севастополь. Как и раньше я говорил, так и теперь повторяю, что до октября место моей зимовки не определится. Где Вы будете зимовать? Не забудьте присылать мне все, что будет печатано из Ваших вещей. Предо мной июньская «Русс[кая] мысль» и в ней отзывы о книге Чулкова6 и об Альманахе «Грифа»7. О «Грифе» пишут: «25 авторов и одна авторша8 (Альманаха) умилительно похожи друг на друга»… О Чулкове: «… Чулков безнадежен: видно, что ему никогда не избавиться от желания писать «как такой-то (как Бальмонт, как Андреев), никогда не избавиться от полного уничтожения своей личности в пользу того, что в спросе…» То есть о нем говорят, что он тоже похож на «25 и одну»9. Разумеется, там много его ругают, но это сказано, по-моему, дельно. Индивидуальность свою пишущий должен отстаивать, это и есть талант. Жду вести. Ваш друг. Пишите. Приписка на первой странице: Пишите! Приписка на второй и третьей странице: Что-ниб[удь] имеете из Нижнего?10 Что? Читаю Гомо Сапиенс11. II [1904. 16 сентября. Севастополь] Л. 4-5. Я хорошо понимаю Вас, дорогой Ефим Львович, Ваше настроение, ибо сам бывал в подобном состоянии не однажды. Таковы уж условия нашего российского, общероссийского
Стр.3