М.В.Михайлова (Москва) ТАК ГОРЯТ РУКОПИСИ ИЛИ НЕТ? (о деструктивных тенденциях современной культуры) Выражение «рукописи не горят» стало после появления романа М.Булгакова <...> (как и «красота спасет мир», приписываемое Достоевскому) общим местом, помогающим всем, кто имеет хотя бы какое-то отношение к культуре, преисполняться гордости. <...> Однако вышедшая недавно книга Люсьена Поластрона «Книги в огне»1, где приводится обширный список погибших за время существования цивилизации библиотек, доказывает, что это не более чем трюизм. <...> Известный французский историк проследил хронологию исчезнувших в огне книжных сокровищ, начиная с эры папируса и кончая сожжением книг нацистами и разорением иракских библиотек в результате американской освободительной операции (изъятие книг в бывшем СССР он оставил в покое, т.к. точно не известно, сжигались ли они или попросту сваливались куда-то). <...> Поластрон неназойливо подводит нас к вопросу, который тревожил лучшие умы человечества: «Что лучше, предпочтительнее – избавиться от книг и вернуться к первобытности, «удалиться под сень струй», как выражался Хлестаков, или противостоять уничтожению культуры всеми возможными способами?» <...> Наверное, если задать этот вопрос сегодня мало прочитавшему и мало читающему молодому поколению, то оно, ничтоже сумняшеся, признает, что 2 спокойно может обойтись без книг, попросив оставить нетронутым Интернет и его блоги. <...> , который восстал простив обременяющей человека культуры в своей знаменитой переписке с Вяч. <...> Но опять же показательно, что взамен Пушкина они предлагали свое новое, «самоценное» слово, «слово-самоцель». <...> Т.е. выступление против культуры раньше всегда имело характер замены старой культуры – новой… <...> Действительно, трудно доказать сегодня молодому человеку, что несказанно обедняет он свою жизнь, лишается без книги чего-то, может быть, и не могущего быть описанным в терминах и категориях, но тем не менее, существенного и необходимого <...>
Так_горят_рукописи_или_нет?_(О_деструктивных_тенденциях_современной_критики)._Статья.pdf
М.В.Михайлова (Москва)
ТАК ГОРЯТ РУКОПИСИ ИЛИ НЕТ?
(о деструктивных тенденциях современной культуры)
Выражение «рукописи не горят» стало после появления романа
М.Булгакова (как и «красота спасет мир», приписываемое Достоевскому) общим
местом, помогающим всем, кто имеет хотя бы какое-то отношение к культуре,
преисполняться гордости. Однако вышедшая недавно книга Люсьена Поластрона
«Книги в огне»1, где приводится обширный список погибших за время
существования цивилизации библиотек, доказывает, что это не более чем трюизм.
Известный французский историк проследил хронологию исчезнувших в огне
книжных сокровищ, начиная с эры папируса и кончая сожжением книг нацистами
и разорением иракских библиотек в результате американской освободительной
операции (изъятие книг в бывшем СССР он оставил в покое, т.к. точно не
известно, сжигались ли они или попросту сваливались куда-то). Как выясняется,
книги подвергались гонениям во все времена и на всех континентах. «Бумага
горит лучше бамбука» - так звучит китайская пословица. Но, думается, что
каждый народ может приспособить ее к своим природным условиям.
И, казалось бы, нет сомнения, что автор придет к однозначным выводам,
обрушив гнев и возмущение на головы сокрушителей культуры. Однако все не
так просто. Поластрон неназойливо подводит нас к вопросу, который тревожил
лучшие умы человечества: «Что лучше, предпочтительнее – избавиться от книг и
вернуться к первобытности, «удалиться под сень струй», как выражался
Хлестаков, или противостоять уничтожению культуры всеми возможными
способами?»
Наверное, если задать этот вопрос сегодня мало прочитавшему и мало
читающему молодому поколению, то оно, ничтоже сумняшеся, признает, что
Стр.1