Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.

Голоса, звучащие не в унисон (о творчестве Анны Мар). Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторМихайлова Мария Викторовна
Издательство[Б.и.]
Страниц27
ID13011
АннотацияПубликация пьес и анализ творчества двух представительниц Серебряного века - А. Мирэ и Анны Мар.
Кому рекомендованоДля литературоведов, филологов, любителей русской словесности, широкого круга читателей.
Михайлова, М.В. Голоса, звучащие не в унисон (о творчестве Анны Мар). Статья / М.В. Михайлова .— публикация .— : [Б.и.], 2001 .— 27 с. — URL: https://rucont.ru/efd/13011 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Анна Мар – в своем роде изгой русского литературного сообщества, хотя и достаточно известная, много печатавшаяся писательница, полуфранцуженка по происхождению, взявшая себе псевдонимом имя индийского духа уничтожения Мара. <...> Уже после ее смерти (она покончила с собой в марте 1917 года) в печати появилась ее статья9, где она, помимо очень интересных, хотя и спорных, мыслей о специфике женского творчества («женщина всегда талантливее в жизни, чем в искусстве», так как в жизни она творит, а в искусстве подражает, постоянно помня о впечатлении, которое производит, что порождает «развязный тон»10, кокетство, ложь), рассуждала о границах допустимого в искусстве, о значении для художника свободы и раскрепощенности при обращении к «рискованным» сюжетам. <...> Особенностью мировосприятия Маар была убежденность в существовании исконной женской устремленности к страданиям и то, что местом всех своих произведений - новелл, повестей («Лампады незажженные», «Идущие мимо», «Невозможное»), романа «Тебе Единому согрешила» - она выбрала Польшу. <...> Согласно предположению автора, именно неутолимая потребность в страдании заставила Мар обратиться к католичеству. <...> Он уверял читателя, что подношения костелу совершались для того, чтобы бесконечно «страдать, страдать, страдать, чисто физически»12, голодать, испытывать нужду и всем рассказывать о своих испытаниях, т.е. последовательно проводилась мысль, что Анна Мар играла заранее заготовленную роль. <...> 8 2 проявлением женского страдания считается отвергнутая, безнадежная любовь, то Мар и создает в жизни своих героинь ситуацию, при которой ответное чувство - преступно. <...> Перед нами партитура для двух голосов Здесь в действующих лицах - Он и Она - не образы мужчины и женщины, и уж тем более не характеры, а концентрированное видение автором отношений мужчины и женщины, символический набор властно-потребительских практик, с которыми <...>
Голоса,_звучащие_не_в_унисон_(о_творчестве_Анны_Мар)._Статья_.pdf
М.В. Михайлова Голоса, не звучащие в унисон (Женщины-драматурги Серебряного века) миниатюра и романтическая сказка - Публикуемые ниже пьесы принадлежат к разным жанрам – драматическая и принадлежат перу двух современниц, писательниц Серебряного века – А.Мирэ и Анны Мар. Анна Мар – в своем роде изгой русского литературного сообщества, хотя и достаточно известная, много печатавшаяся писательница, полуфранцуженка по происхождению, взявшая себе псевдонимом имя индийского духа уничтожения Мара. Препятствием к достижению подлинного, а не скандального успеха послужило ее обращение к «запретным» для женщины темам, в частности садизму и мазохизмe. Особенно отчетливо это общественное неприятие проявилось после появления последнего ее романа - «Женщина на кресте» (1916), только в 1918 году напечатанного без купюр1. Но даже в усеченном виде роман имел грандиозный успех: был раскуплен за 10 дней, получил более 50 критических отзывов. Однако почти все рецензии были отрицательными (писали о «неженской последовательности»2, с которой автор говорит о вещах, тщательно скрываемых, о «бесстыдстве»3, с которым ведет этот разговор. Во многих статьях (написанных, кстати, мужчинами) на все лады перепевалась мысль о писательницах, «лишенных даже примитивного чувства стыда»4, состязающихся в стряпне «грязных романов». В применении к автору определения «патологическая эротика»5, «психопатологический роман»6 оказывались еще самыми учтивыми. Трагическая ситуация, сложившаяся после выхода книги, когда ее перестали принимать в некоторых домах, а родственники даже прекратили с ней отношения, нескладывающаяся судьба постановки в Малом театре ее пьесы «Когда тонут корабли» привели к тому, что в марте 1917 года Маар приняла роковое решение: выпила яд. 1 В настоящее время он переиздан: Мар Анна. Женщина на кресте. М., 1999. 2 Савинич Б. Анна Мар. Женщина на кресте // Утро России. 1916. 9 июля. № 190. 3 См. Астахов М. Вершины бесстыдства // Московские ведомости. 1916. 14 июля. 4 Там же. 5 Ежемесячный журнал. 1916. № 5. С. 310 (статья А.Гизетти). 6 Журнал журналов. 1916. № 24. С. 4 (статья Л.Фортунатова). 1
Стр.1
воспоминаниями растопить даже холодное сердце замкнувшейся в себе, деловой, энергичной, умной, но махнувшей на себя как на женщину рукой Анны Павловны. Она умеет управляться с хозяйством, давать дельные советы, но пасует перед неожиданными ухаживаниями заправского ловеласа. А рядом кокетливая, не желающая продешевить горничная, наивная девочка-подросток, тоже попадающие в расставленные силки. Все герои вовлечены в несложную, но эффектную интригу, развязка которой – поругание незадачливого «охотника» и возвеличивание добродетельной героини. Прямолинейное разрешение конфликта подано эффектно: героиня изгоняет оконфузившегося ухажера, ударяя его хлыстом. Лухманова, как видим, смело травестирует известный афоризм Ницше: «Когда идешь к женщине – бери хлыст», – тем самым, придавая еще большую пикантность ситуации и усиливая комизм. Автор извлекает из в общем-то элементарного действия все комедийные возможности, завершая его морализаторской концовкой. За морализаторство обычно более всего упрекали Лухманову, но такой способ подачи материала согласовывался с ее твердыми установками: не принадлежа к разряду феминисток24, она в то же время настаивала на изменении подхода к женскому образованию, на необходимости совершенствования его задач и целей, считала, что женщину надо готовить к независимой трудовой деятельности, что, кстати, и доказала всей своей жизнью. Консервативный либерализм взглядов писательницы, не принимавшей чувственности и сексуальной раскрепощенности новой женщины, но отстаивающей ее право на самостоятельность (что, кстати, даже ввело в заблуждение некоторых критиков25), обеспечил Лухмановой особое «срединное» положение в женской литературе и драматургии своего времени, что представляет несомненный интерес, хотя бы по контрасту с Анной Мар. Анна Мар ГОЛОСА Вечер. Снег на горах кажется розовым от заката. Внизу легли глубокие, синие тени. Женевское озеро спокойно. Набережная почти пуста. Если проходят, то большею 24 В одном из своих публицистических произведений она писала: «Берегитесь, женщины, своего кажущегося успеха, берегитесь открывающейся вам мужской деятельности и больше всего берегитесь той равноправности в труде, которой вы так жадно добиваетесь» (Черты общественной жизни. СПб., 1898. С. 3). 25 А. Кугель заподозрил Лухманову в «жорж-зандизме» и не согласился с ее трактовкой героини в пьесе «Вера Иртеньева», которую она, на взгляд критика, необоснованно «возвысила», сделав «героической», «протестующей» натурой и «вложив в уста слова мстительного гнева и негодования» (Театр и искусство. 1897. № 32. С. 569). 8
Стр.8