С. П. Жихарев
Воспоминания старого театрала
Редакция, статья и комментарий Б. М. Эйхенбаума
Издательство Академии Наук СССР
Москва Ленинград 1955
Scan ImWerden
OCR Ловецкая Т.Ю. <...> -- Валберхова и заблуждение князя Шаховского насчет ее таланта. <...> Это было 2 января 1807 г.
Дмитревский был старец замечательной наружности, с правильными чертами лица и с умною
выразительною физиономиею. <...> Куртизан, -- говаривал он, -- настоящий куртизан,
эффектщик"; но при первой встрече с Дмитревским предубеждения мои рассеялись совершенно; я не мог
постигнуть, как этот знаменитый актер, слава русского театра, изучивший знаменитого Лекена,
увлекательного Бризара, необъяснимого Гаррика, чувствительного Офрена, благородного Флоридора,
милую Госсен, бурную Дюмениль, непогрешительно-правильную Клерон, с которыми он был знаком
дружески, как этот человек, один из старейших членов Российской Академии, по-видимому столь
скромный, умный, начитанный, высокообразованный, мог в искусстве своем удалиться от натуры и
гоняться за одними эффектами, а в общественных сношениях своих унизиться до притворства и лести? <...> Вследствие этой рекомендации, Дмитревский просил
прочитать ему мою трагедию и пригласил меня к себе на другой день утром. <...> Очень, очень рад, душа (Дмитревский
несколько картавил и в дружеских разговорах употреблял слово "душа"), видеть вас и прослушать
трагедию вашу. <...> -- "Ну, а расположение трагедии, Иван Афанасьич? а
трактация сюжета, а стихи? <...> Это могут подтвердить
многие, находящиеся еще в живых актеры и, между прочим, почтенная М. И. Валберхова, актриса умная,
с истинным дарованием и отличавшаяся в то время обворожительною наружностью, но для ролей того
амплуа, которое ей было предназначено, -- амплуа цариц, не имевшая, к сожалению, достаточно сил
физических. <...> Между тем, как Шаховской, фанатик своего дела,
выбивался из сил, чтоб передать молодой, прекрасной актрисе настоящий смысл затверженной ею роли,
показать ее оттенки, вразумить в ситуацию <...>
Воспоминания_старого_театрала.pdf
С. П.Жихарев
Воспоминания старого театрала
Редакция, статья и комментарий Б.М. Эйхенбаума
Издательство Академии Наук СССР
Москва Ленинград 1955
Scan ImWerden
OCR Ловецкая Т.Ю.
Дмитревский. -- Державин. -- Французские трагические актеры классической эпохи. -Плавильщиков
и Шушерин. -- Князь А. А.Шаховской и Озеров. -- А. С. Яковлев. -- Несправедливость к
его памяти. -- Его стихи, наружность, образ жизни, сценическое поприще. -- Лучшие роли Яковлева. -Судовщиков
и его комедия "Неслыханное диво". -- Семенова и начало певучей декламации. -- Гнедич и
его правила декламации. -- Подражательный талант Семеновой. -- Актриса Жорж и наставник ее
Флоранс. -- Актриса Бургоен. -- Валберхова и заблуждение князя Шаховского насчет ее таланта. -Театралы
прежнего времени. Вечер у князя Шаховского. -- Первое действие комедии Крылова
"Ленивый". -- Послание А. Я. Княжнина. -- С. Н. Марин.-- Кенотафия Яковлева слуге. -- Я. Г. Григорьев,
будущий Брянский. -- Испытание его в декламации. -- Замечание И. А. Крылова и совет его. -- Замечание
Княжнина. -- Наперсники и наперсницы. -- Дебют Григорьева под фамилиею Брянского в роли Лаперуза.
-- Предсказания князя Шаховского сбываются. -- Экспромт Милонова. -- Огромный репертуар
Брянского. -- Актер Толстиков. -- Разочарование князя Шаховского. -- Его послание. -- Актер Мочалов
(отец). -- Послесловие вместо предисловия.
I
... У Г. Р. Державина познакомился я с Иваном Афанасьевичем Дмитревским, которого советами
он руководствовался в сочинениях своих, назначаемых для сцены. Это было 2 января 1807 г.
Дмитревский был старец замечательной наружности, с правильными чертами лица и с умною
выразительною физиономиею. Голова его, несмотря на то что беспрерывно тряслась, имела в себе много
живописного, и особенно белые, как снег, волосы, зачесанные назад, придавали ей вид, внушавший
невольное уважение. Все его движения были изучены и рассчитаны, а речь была тихая, плавная, и
выражения, употреблявшиеся им в разговоре, большею частью изысканные. В продолжение двенадцати
лет моего близкого с ним знакомства не случалось мне видеть, чтоб когда-нибудь он погорячился или
заспорил, напротив, при первом возражении кого-нибудь из собеседников, он тотчас же переставал
говорить и предоставлял ему продолжение разговора. Вообще все манеры Дмитревского отличались
необыкновенною вежливостью, каким-то достоинством придворных века Екатерины, и после того
неудивительно, что он умел приобресть такое всеобщее уважение во всех разрядах общества, каким
пользовался до самой своей кончины, последовавшей не в 1812 г., как утверждал г. Аксаков, но в 1821 г.,
на 88-м году от рождения.
Основываясь на рассказах одного старого отставного суфлера, В. А. Б. (смотри "Дневник
студента" в "Москвитянине", No 3 1853 года; днев. 4 марта), известного под общим названием
_д_е_д_у_ш_к_и, который знал коротко всех артистов своего, времени (с 1765 по 1803) и при ясном уме
соединял необыкновенную в его лета память с детским простосердечием, я был давно предубежден
против Дмитревского: "дедушка" не любил его. "Куртизан, -- говаривал он, -- настоящий куртизан,
эффектщик"; но при первой встрече с Дмитревским предубеждения мои рассеялись совершенно; я не мог
постигнуть, как этот знаменитый актер, слава русского театра, изучивший знаменитого Лекена,
увлекательного Бризара, необъяснимого Гаррика, чувствительного Офрена, благородного Флоридора,
милую Госсен, бурную Дюмениль, непогрешительно-правильную Клерон, с которыми он был знаком
дружески, как этот человек, один из старейших членов Российской Академии, по-видимому столь
скромный, умный, начитанный, высокообразованный, мог в искусстве своем удалиться от натуры и
гоняться за одними эффектами, а в общественных сношениях своих унизиться до притворства и лести? Я
полагал, что если в рассказах "дедушки" (человека, неспособного ни к каким предубеждениям, а тем
более к неснисходительному злоречию, потому что он был весь любовь и радушие) и заключалось
предубеждение противу Дмитревского, так это потому, что он имел превратные понятия как об
искусстве театральном, так об условиях высшего общества и светских приличий, которые "дедушка"
Стр.1