Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635213)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Повесть о днях моей жизни

0   0
Первый авторВольнов Иван Егорович
Издательство[Б.и.]
Страниц182
ID12556
АннотацияКрестьянская хроника
Кому рекомендованоПроза
Вольнов, И.Е. Повесть о днях моей жизни : Повесть / И.Е. Вольнов .— : [Б.и.], 1912 .— 182 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/12556 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Иван Егорович Вольнов Повесть о днях моей жизни Крестьянская хроника Вольнов И. Е. <...> Ее урядник узнает потому, что на наших лугах вообще не растет никакая трава, и косить, стало быть, нечего, так как вместо лугов у нас "мысы" какие-то: Попов мыс, Терешкин, Сухонькое, Долгонькое, Жуковы Портки,-- где много щебня, лисьих нор, буераков, мусора, прошлогоднего навоза, полыни и крапивы, но где мало съедобной травы, а трава с помещичьих лугов, которую воруют бабы, жирна, свежа и зелена; в ней попадается осока, рыжий конский щавель и мягкий красный клевер. <...> На лавке сидят старшая сестра моя Мотя и мать. <...> Я пою самодельную песню, хлопаю кнутом по земле и кричу: но! -- а мать, отец и Мотя смотрят на меня и смеются: -- В извоз, сынок, собрался? <...> Улучив минутку, я наедине попросил мать сшить мне новую "железную" рубаху и портки "с потолком", как у отца. <...> Отворяется дверь, входят мать и отец, за ними чужие мужики и бабы -- все навеселе. <...> Помолившись богу, расселись по лавкам, на скамейке и кутнике. <...> -- Ел бы, песенник, блины с отцом,-- кричит мать.-- Будет тебе,-- завтра напоешься. <...> Мотя проснулась на лежанке, зашмыгала носом и завозилась. <...> -- Матрешила, лезь к нам,-- сказал я.-- Отец теперь всю ночь будет петь: все равно ведь не уснешь... <...> -- А мой говорит не так, -- сказал я.-- Мой говорит: "Али пропустить по маленькой? <...> -- Ванюшка пьет лучше, ты не умеешь,-- сказал Сенька, следя за нами.-- Если б я -- по всей бы хлопал! <...> -- Черта два, чем будет опохмелиться им,-- посмеивался я.-- Пускай их! <...> В Крымскую кампанию Матвеев сын, мой прадед, Калеканчик, закупив десять пар лошадей, сам отправился в извоз -- доставлять провиант для армии, поручив вести дом жене и детям. <...> Отцу надоело это: взяв ее за волосы и обмотав их вокруг руки, он приподнял от земли голову ее и бил по правому виску, уху и щеке толстым ореховым кнутовищем. <...> -- Я, тятя <...>
Повесть_о_днях_моей_жизни.pdf
Иван Егорович Вольнов Повесть о днях моей жизни Крестьянская хроника Вольнов И. Е. Повесть о днях моей жизни. Крестьянская хроника. М., "Сов. Россия", 1976. OCR Ловецкая Т.Ю. Повесть о днях моей жизни Книга первая Детство I В орловской степной полосе, прижавшись плетневыми гумнами к мелководной речушке Неручи, раскинулось наше село Осташково-Корытово. С восточной стороны оно упирается в бор, с запада идут "бурчаги", "прорвы" и овраги, а на юге, на горе, усадьба князя Осташкова-Корытова с белою круглою церковью, каменными службами, конским заводом и садами. Побуревшие соломенные крыши курных изб, плетни, корявые ракитки, десяток ветел у реки и деревянная облупленная церковь рядом с благоустроенным барским имением похожи на кучку нищих, усталых, больных и голодных, которые присели отдохнуть. Село тянется извилистой лентой вдоль реки: по одну сторону -- избы, по другую -клуни и сараи, а на конопляниках -- овины. Исстари Осташкове делится на пять концов: Новую Деревню, Пилатовку, Сладкую Деревню, Драловку и Заверниху. Жители Сладкой Деревни буйны нравом, славятся драками и пьянством. Чуть не под самыми их окнами барин сеет бураки для коров; по осени мужики воруют овощь, а при оплошности жестоко платятся боками от помещичьих черкесов и рабочих. Раз-два в неделю у них производится урядником обыск. Сначала отбирают бураки, потом ищут траву. Ее урядник узнает потому, что на наших лугах вообще не растет никакая трава, и косить, стало быть, нечего, так как вместо лугов у нас "мысы" какие-то: Попов мыс, Терешкин, Сухонькое, Долгонькое, Жуковы Портки,-- где много щебня, лисьих нор, буераков, мусора, прошлогоднего навоза, полыни и крапивы, но где мало съедобной травы, а трава с помещичьих лугов, которую воруют бабы, жирна, свежа и зелена; в ней попадается осока, рыжий конский щавель и мягкий красный клевер. На Ягодном же поле, под березками, растет люцерна, "тимошка" и вика. А еще дальше -- еще что-то растет. Бураки -- еда сладкая; деревня, которая ворует их и отсиживает за это под арестом, прозвана Сладкой Деревней, Лакомкой. Пилатовка -- от Понтия Пилата, судьи двуликого, усердного. По бабе одной,-- "Верую" читала: "Припантей распилати меня, хосподи, Варвару Шарапову". Пилатовка -- рассадник свежих новостей, удивительных слухов и сплетен. Народ мелок, белоглаз и беловолос, ленив, беспечен. Весною, как только покажутся проталинки, на проталинках зачувикают жаворонки, грачи хозяйственно пойдут проверять дороги, пилатовцы любят греться на солнышке, сложа на животе руки, завалянные за зиму, закоптелые, с перьями в волосах, глаза -- по ложке; летом -- звонко ругаться по заре; круглый год -- судачить.Мужики -смертные охотники до перепелиной ловли на дудочку, бабы -- модницы. В каждом пилатовском доме -хохлатые голуби разных мастей и "заводские" куры, необыкновенные перепела, удочки и дудочки. Ни у кого нет таких хороших прозвищ, как у пилатовцев: Куриный бог, Собачий царь,Шельма-в-носу, Астатуй Лебастарный, Маньчжурия, Недоносок. В Драловке бьют жен, свежуют палый скот, ходят по попам и дворовым резать свиней и овец, пьют до белой горячки вино, увечат под пьяную руку детей и плачут по-бабьи, катаясь по полу и ломая в отчаянье руки, когда жить становится невмоготу.
Стр.1