Теляковский Владимир Аркадьевич
(26.1.1861 - 28.10.1924, Ленинград)
- театральный деятель. <...> С
мая 1898 г. управляющий московской конторой Императорских театров, с июня 1901 директор
Императорских театров (с марта 1909 в чине тайного советника). <...> Горский, М. М. Фокин при поддержке Т. создали
свои главные спектакли, определившие черты "серебряного века" в русском балетном театре. <...> Теляковский причастен к отставке престарелого М. И. Петипа, которого считал "высказавшимся"
балетмейстером. <...> Симпатии Т. к реформам, осуществлённым в опере С. И. Мамонтова и раннем МХТ,
затормозили движение балета к симфонизму: выразительность обобщённых муз.-танц. форм потеснилась
перед приоритетами сценарной и живописной изобразительности; открывались перспективы хореодрамы
("мимо-драмы"). <...> Перемена декораций" на имп. сцене вызвала недовольство влиятельных недругов, хотя
борцом за новое Т. не был, а честно служил делу, как его понимал. <...> В годы службы вёл дневник, на
основе его издал ценные в фактическом отношении "Воспоминания"(1924) и мемуарные очерки. <...>
В._А._Теляковский_краткая_справка.pdf
Теляковский Владимир Аркадьевич
(26.1.1861 - 28.10.1924, Ленинград)
- театральный деятель. Окончил Академию Генерального штаба, полковник конной гвардии. С
мая 1898 г. управляющий московской конторой Императорских театров, с июня 1901 директор
Императорских театров (с марта 1909 в чине тайного советника). Сторонник прогрессивных реформ в
театре. Выдвигал художников "Мира искусства" (К. А. Коровин, А. Я.Головин), режиссёров-новаторов
(А. А. Санин, В. Э. Мейерхольд). Хореографы А. А. Горский, М. М. Фокин при поддержке Т. создали
свои главные спектакли, определившие черты "серебряного века" в русском балетном театре.
Теляковский причастен к отставке престарелого М. И. Петипа, которого считал "высказавшимся"
балетмейстером. Симпатии Т. к реформам, осуществлённым в опере С. И. Мамонтова и раннем МХТ,
затормозили движение балета к симфонизму: выразительность обобщённых муз.-танц. форм потеснилась
перед приоритетами сценарной и живописной изобразительности; открывались перспективы хореодрамы
("мимо-драмы"). "Перемена декораций" на имп. сцене вызвала недовольство влиятельных недругов, хотя
борцом за новое Т. не был, а честно служил делу, как его понимал. В годы службы вёл дневник, на
основе его издал ценные в фактическом отношении "Воспоминания"(1924) и мемуарные очерки.
Сочинения:
Воспоминания, Л.-М., 1965;
Дневники В. А. Теляковского, в кн.: Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1980. Л..
1981; тоже. Ежегодник 1984. Л.. 1986.
Литература: Зайцев Н., "Посмотрите у Теляковского...", Т, 1966, т. 4.
Д. И. Золотницкий.
Архивы В. А. Теляковского:
ЛГТМ, 9 ед. хр., 1917--1923.
РГАЛИ, ф. 884, 4 ед. хр., 1898-1915.
ГЦТМ, ф. 280, 1540 ед. хр., 1874-1982.
Стр.1