СУРИКОВ, Иван Захарович [25.III(6.IV).1841, дер. Новоселове Угличского у. Ярославской губ.-24.IV(6.V).1880,
Москва] -- поэт. Родился в семье оброчных крестьян гр.Шереметева. До восьми лет жил
в деревне под опекой заботливой бабушки и матери. О деревенском детстве С. сохранил самые светлые
воспоминания. Ему посвящены чистые и бесхитростные стихи, до сих пор украшающие детские
хрестоматии: "Вот моя деревня; / Вот мой дом родной; / Вот качусь я в санках / По горе крутой" -"Детство"
(1865--1866), "В ночном" (1874), "Зима" (1880) и др. В гармонической стихии деревенской
жизни С.-поэт находит неиссякаемый источник душевного умиротворения и красоты: "Весело текли вы, /
Детские года! / Вас не омрачали / Горе и беда". В Новоселове окунулся С. в животворную среду
народного языка и крестьянской поэзии, явившихся колыбелью его дарования.
Весной 1849 г. С. вместе с матерью уехал в Москву к отцу, Захару Адриановичу, который завел
на Ордынке собственную овощную лавочку. Здесь С. выучился грамоте у соседок-монахинь и
пристрастился к чтению. Первотолчком к сочинению собственных стихов явилось случайное знакомство
с русскими песнями А. Ф. Мерзлякова и Н. Г. Цыганова. Увлечение С. вызвало резкое сопротивление у
отца, мечтавшего воспитать себе помощника по торговому делу: "Книжки нам не рука, в попы, в писаря
тебе не идти, наши дела не такие! Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди
введет". С. терпеливо выслушивал нарекания отца, но в свободные от службы минуты продолжал читать
А. С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, А. Н. Майкова, А.
А. Фета и по-прежнему сочинял стихи.
Во второй половине 50 гг. отец С. разорился и для поправления дел вернулся в деревню, оставив
жену и сына на попечение старшего брата. С. определился на должность младшего приказчика в лавке
дяди, который попрекал родственников "каждым куском" и держал их в нужде и постоянном унижении.
В 1859 г. отец С. вернулся в Москву и приобрел новую лавку для торговли железом и углем,
опираясь на помощь сына во всех деловых предприятиях. К этому времени у С. собралась целая тетрадь
оригинальных стихов, которые в 1860 г. высоко оценил А. Н. Плещеев, заметивший в них "черты
самобытности, а главное задушевность и глубокое чувство". Отзыв маститого поэта окрылил С, но
занятия творчеством по-прежнему осложнялись бытовой неустроенностью. В 1860 г. С. женился на
бедной девушке-сироте Марии Николаевне Ермаковой, чуткой и самоотверженной, ставшей верным его
другом. После смерти матери в 1864 г. и вторичной женитьбы отца положение С. в родительском доме
стало невыносимым. Он вынужден перебраться на казенную квартиру и содержать семью случайными
заработками: перепиской бумаг, трудом наборщика в типографии.
В конце 60 гг. С. знакомится с писателями-демократами А. И. Левитовым, Ф. Д. Нефедовым, его
стихи появляются в журналах "Дело", "Отечественные записки", "Семья и школа", "Воспитание и
обучение". В 1871 г. выходит первое собрание стихотворений С, затем издание повторяется в 1875 и
1877 гг. Стихи поэта встречены сочувственно в демократической критике, отмечающей в то же время их
тематическую односторонность: "Бедность крестьянина, выдача девушки замуж за немилого,
притеснения мачехи или мужниной родни, тоскливое недовольство своей долей, мучительные, но
смутные и бесплодные порывы развернуть свои силы и найти "где лучше", жалобы на подневольное
житье батрака..." (Дело.-- 1875.-- No 8.-- С. 300).
В нач. 70 гг. С. становится организатором литературных сил, заводит переписку с поэтами
русских окраин и в 1872 г. собирает и публикует сборник писателей-самоучек "Рассвет", куда включает
стихи А. Я. Бакулина, С. Я. Дерунова, Д. Е. Жарова, М. А. Козырева, И. Д. Родионова. В 1875 г. после
выхода в свет второго издания стихотворений С. по предложению Ф. И. Буслаева, поддержанному Ф. Б.
Миллером и Л. Н. Толстым, его принимают в Общество любителей российской словесности.
Расширяется круг литературных и издательских знакомств, возникает замысел журнала, призванного
объединить писателей из народа. Однако С. получает категорический запрет на это издание в
полицейском управлении.
Годы житейских мытарств, неудач, полуголодного существования подрывают здоровье поэта: он
заболевает туберкулезом. Предпринятые в 1878--1879 гг. попытки лечения не дают желаемых
результатов, С. умирает в расцвете творческого дарования, в сорокалетнем возрасте.
Поэтические мотивы лирики С., в сравнении с его предшественниками Кольцовым и Никитиным,
исполнены внутреннего драматизма. Источник его и в тяжелых жизненных обстоятельствах, и в
драматических процессах развития народно-крестьянской культуры, являвшейся первоисточником
поэзии С. Кольцов и Никитин формировались на почве классического фольклора. С. жил в эпоху, когда
устное народное творчество претерпевало необратимые и подчас разрушительные изменения. Глубокий
знаток крестьянской культуры С. В. Максимов в конце XIX в. писал, что обрядовые песни "почти
повсеместно выходят из употребления и молодежь к ним относится далеко без той серьезности, какая
наблюдалась в старину. Теперь пение этих безыскусственных, полных ребяческой наивности песен...
сплошь и рядом прерывается разухабистым фабричным мотивом, визгливыми звуками
Стр.1