Мирский Д. С.
Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги
Глава из книги "История русской литературы с древнейших времен до 1925 года ".
---------------------------------------------------------------------------Мирский
Д. С. Сухово-Кобылин, Писемский и малые драматурги // Мирский
Д. С. История русской литературы с древнейших времен до 1925 года / Пер. с
англ. Р. Зерновой. - London: Overseas Publications Interchange Ltd, 1992. -
С. 382-386.
Оригинал находится здесь: Фундаментальная электронная библиотека
---------------------------------------------------------------------------Было
только два драматурга, приближавшихся к Островскому если не по
количеству, то по качеству своих произведений, и это были Сухово-Кобылин и
Писемский,
оба более традиционные, более
театральные, чем он.
Александр Васильевич Сухово-Кобылин
(1817-1903)
"искусственные" и более
был типичный
образованный дворянин своего поколения, пропитанный Гегелем и немецким
идеализмом. Он считал метафизику своим истинным призванием, перевел всего
Гегеля на русский язык и много лет работал над оригинальным философским
трудом в гегелевском духе. Но его рукописи погибли во время пожара, а в
печати не осталось никаких следов его философских сочинений. Писание пьес
было только коротким эпизодом в его жизни. Поразительно то, что ни его
метафизические наклонности, ни отсутствие профессионализма в драматургии
никак не повлияли на его пьесы. Они на удивление свободны от идей, а по
сценичности не имеют соперников в русской литературной драме. Единственным
важным событием в жизни Сухово-Кобылина было убийство в 1850 г. его
любовницы-француженки, к которой он был глубоко привязан. Его заподозрили в
том, что он виновен в этом преступлении, и семь лет он находился под судом
(некоторое время и в тюрьме); только в 1857 он был наконец оправдан. Этот
эпизод, столкнувший его лицом к лицу с ужасами и нелепостями дореформенных
судов, оставил глубокий след в его душе и внушил ему ту злобную ненависть
ко всему классу чиновников, которая переполняет две его последние пьесы.
Все его драматургическое наследие - это три комедии: Свадьба Кречинского
(поставлена в 1855 г.), Дело и Смерть Тарелкина. Последние две появились в
печати в
1869 г., но надолго были запрещены к постановке. Свадьба
Кречинского - чистая плутовская комедия, где жулик одерживает победу над
глупостью добродетельных персонажей. Критики нашли, что в ней не хватает
идей, что она слишком зависит от интриги и вообще слишком выдержана во
французском стиле. Но у зрителей она имела небывалый успех и сделалась
одной из любимых и надежнейших пьес русского репертуара. По известности
своего текста она может соперничать с Горем от ума и с Ревизором. Цитаты из
нее до сих пор у всех на языке. Как комедия интриги она не имеет соперниц
на русском языке, за исключением Ревизора, а характеры обоих мошенников,
Кречинского и Расплюева, принадлежат к самым запоминающимся во всей
портретной галерее русской литературы.
Дело и
Смерть Тарелкина совершенно иные по тону. Это сатиры,
рассчитанные, по словам самого автора, не на то, чтобы зритель рассмеялся,
а на то, чтобы он содрогнулся. Злость этой сатиры такова, что рядом с этими
пьесами Салтыков кажется безобидным. Даже для радикалов шестидесятых годов
это было чересчур. Сухово-Кобылин использовал тут метод гротескного
преувеличения и неправдоподобного окарикатуриванья, типа того, что применял
Гоголь, но гораздо бесстрашнее и яростнее, - а методы эти были глубоко
чужды русскому реализму. В наше время, когда мы расстались с условностью
непременного жизнеподобия, мы более способны оценить по достоинству сатиру
Сухово-Кобылина. Смерть Тарелкина с ее колоссальным цинизмом и жестокостью
в обрисовке торжествующего и бесстыдного порока, в последнее время имела
значительный успех. Это единственная в своем роде вещь, которая совмещает
мудро рассчитанную жестокость Бен Джонсона со страстной серьезностью
свифтовской ярости.
Писемский начал свою карьеру драматурга комедиями (Ипохондрик, 1852),
в которых он щедро пользовался гоголевской традицией фарса и совмещения
несовместимого. Но главным его достижением была реалистическая трагедия.
Этот жанр в России представлен фактически только двумя вещами - Горькой
судьбиной Писемского (1860) и Властью тьмы Толстого. При всей силе и
Стр.1