Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

О Михайловском

0   0
Первый авторШулятиков Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц4
ID10556
Аннотация"Критические этюды. ""Курьер"", 1901, No 97."
Кому рекомендованоКритика
Шулятиков, В.М. О Михайловском : Статья / В.М. Шулятиков .— : [Б.и.], 1901 .— 4 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/10556 (дата обращения: 28.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Владимир Шулятиков О МИХАЙЛОВСКОМ "Курьер", 1901 г., No 97 В своей книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" г. Бердяев характеризует Н.К. Михайловского, как "замечательнейшего философа - публициста народничества" и объясняет его философию из условий общественного и экономического развития, имевшего место в эпоху семидесятых годов. <...> Эпоха семидесятых годов - эпоха быстрого первоначального роста капитализма в России, быстрой замены натурального хозяйства денежным. <...> Делая свои первые поступательные шаги, капитализм "прогрессивный по существу", в данную эпоху "не успел еще достаточно развить в своих недрах тех положительных сторон, развитие которых и составляет его историческую миссию. <...> Видя только отрицательные стороны капитализма, прогрессисты-семидесятники "боялись этих сторон, как враждебных идеалам народного производства" и не замечали положительных сторон совершавшегося процесса, не могли понять значения новых, нараставших общественных элементов. <...> Вся картина экономических и общественных отношений 70-х годов наводила тогда прогрессистов-интеллигентов на мысль "об антагонизме между их идеалами и общественным развитием". <...> Идеалы народа" представлялись интеллигентам идеалами человеческой личности вообще; у крестьянина - мелкого производителя они находили "высокий тип развития", а побивающий этого мелкого производителя капитализм они считали "естественным ходом вещей", с которым личность должна бороться". <...> Идея антагонизма личности и общества, антагонизм идеалов человечества и "естественного хода вещей", культ цельной, гармонически развитой личности и проповедь субъективизма - все эти главные посылки философского учения г. Михайловского, представляют из себя, по мнению г. Бердяева, не что иное, как яркое выражение подобных взглядов на процесс экономической и общественной эволюции. <...> Верховенствующая личность г. Михайловского <...>
О_Михайловском.pdf
Владимир Шулятиков О МИХАЙЛОВСКОМ "Курьер", 1901 г., No 97 В своей книге "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии" г. Бердяев характеризует Н.К. Михайловского, как "замечательнейшего философа - публициста народничества" и объясняет его философию из условий общественного и экономического развития, имевшего место в эпоху семидесятых годов. Эпоха семидесятых годов - эпоха быстрого первоначального роста капитализма в России, быстрой замены натурального хозяйства денежным. Делая свои первые поступательные шаги, капитализм "прогрессивный по существу", в данную эпоху "не успел еще достаточно развить в своих недрах тех положительных сторон, развитие которых и составляет его историческую миссию. Как всегда в начале развития, отрицательные стороны сильнее давали себя чувствовать". Видя только отрицательные стороны капитализма, прогрессисты-семидесятники "боялись этих сторон, как враждебных идеалам народного производства" и не замечали положительных сторон совершавшегося процесса, не могли понять значения новых, нараставших общественных элементов. Вся картина экономических и общественных отношений 70-х годов наводила тогда прогрессистов-интеллигентов на мысль "об антагонизме между их идеалами и общественным развитием". "Идеалы народа" представлялись интеллигентам идеалами человеческой личности вообще; у крестьянина - мелкого производителя они находили "высокий тип развития", а побивающий этого мелкого производителя капитализм они считали "естественным ходом вещей", с которым личность должна бороться".* * Николай Бердяев. "Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К. Михайловском", стр.9. Идея антагонизма личности и общества, антагонизм идеалов человечества и "естественного хода вещей", культ цельной, гармонически развитой личности и проповедь субъективизма - все эти главные посылки философского учения г. Михайловского, представляют из себя, по мнению г. Бердяева, не что иное, как яркое выражение подобных взглядов на процесс экономической и общественной эволюции. "Верховенствующая личность г. Михайловского - это идеальное отражение личности мелкого производителя, стремящегося самостоятельно удовлетворить свои потребности на почве натурального хозяйства". "Личность" г. Михайловского находится в антагонизме с "обществом", потому что общественное развитие побивает мелкого производителя и разрушает его иллюзии; оно относится враждебно к общественному развитию труда и общественной дифференциации, как к признакам общественного развития, разрушающего тот тип хозяйства, при котором мелкому хозяину живется благополучно. "Общество" г. Михайловского, которое у него фигурирует также под названием "органического типа" или "естественного хода вещей" - это отражение надвигающегося на Россию капитализма, враждебного мелкому производству и народническим идеалам.* * Цит. сочин., стр. 225. Подобное толкование философского и общественного учения г. Михайловского вдвойне ошибочно. Г. Бердяев старался установить слишком прямолинейную связь между "идеологией" и жизнью, между философией и ростом общественно-экономических отношений. Конечно, каждая философская система, каждая идея является порождением общественной среды, и задача историков и социологов должна сводиться исключительно к тому, чтобы вскрывать общественный генезис идей и систем. Но вскрытие этого генезиса надо доводить до конца: далеко не достаточно объяснить известную идею или систему, как простое "отражение" и "преломление" общественно-экономических отношений, происходящее в "голове интеллигента", далеко недостаточно смотреть на интеллигента, как на какого-то абстрактного наблюдателя "мимо несущейся жизни". Необходимо подходить к самому источнику зарождения идей и доктрин и искать в условиях существования своеобразных общественных ячеек, называемых общим именем интеллигенции, условий развития идеологических учений. Борьба за существование, которую ведут различные группы интеллигенции, степень зависимости интеллигенции от
Стр.1