Êóçåíêîâà).
1
22
Русская образованность в X–XVII в.
данного термина5 и точной датировки данного события6). с этими, может быть, неоднозначными
фактами замечательно согласуется вполне бесспорный факт создания в 863 г. славянской азбуки
и последовавшей затем славянизации святыми братьями кириллом и Мефодием и их учениками
христианского богослужения и книжности в соседних с Русью славянских государствах – великой
Моравии, Паннонии и болгарском царстве7.
так что о большой вероятности появления на Руси в указанное раннее время ростков
христианства в процессе формирования государственных форм общественного бытия можно говорить
положительно. очевидно, однако, что христианами при подавляющем автохтонном язычестве были
тогда, прежде всего, люди пришлые – греки, загадочные варяги, «немцы» (как прозывали тогда
европейцев-неславян), в какой-то мере и уже просвещенные славяне. все они, конечно же, оседали в
городах и занимались торговлей, ремеслами, дипломатией, воинским делом, так или иначе, естественно,
влияя на коренное население страны, но не оставив при этом глубокого следа. кроме того, и собственно
русичи, восточные славяне, по разным причинам, побывав в христианских странах, в некотором
числе могли приобщиться там к «новой» вере. к сожалению, тема эта, в силу отсутствия надежных
сведений, не поддается детальной конкретизации. одно лишь несомненно – что означенная стадия
существования на Руси христианства отличалась случайно-лоскутным, мерцающим характером. <...> Фактологически более внятная информация относится к следующему периоду русской истории
– к эпохе киевского князя Игоря (умер в 945 г.) и затем его вдовы благоверной княгини ольги
(† 969 г., память 11 июля). например, по «Повести временных лет» известен, наряду с другими,
мирный договор Игоря 944 г. с византийским императором Романом I Лакапеном о военноторгово-правовых взаимоотношениях русских <...>
Русская_образованность_в_X-XVII_вв._§_I._Состояние_образования_на_Руси_в_«дошкольный»_период_(XI_-_XVI_в.)._Статья_.pdf
В. М. Кириллин
В. М. Кириллин
РУССКАЯ ОБРАЗОВАННОСТЬ В X–XVII â.
§ I. Состояние образования на Руси в «äîøêîëüíûé» период (XI–XVI â.)
История русской образованности имеет свои корни в глубокой древности. По здравой логике, ее
начало явилось следствием, во-первых, возникновения русской государственности и, во-вторых,
распространения на Руси христианства, ибо сама форма государственного обустройства жизни
людей, в отличие от предшествующей общинно-родовой, предопределяла более тесные и интенсивные
международные контакты в политическом, экономическом, культурном аспектах, а христианизация
вместе с усвоением основ веры предполагала, как минимум, поверхностное приобщение к христианской
книжной традиции. И то и другое невозможно было без усвоения грамотности – разумеется, очень
ограниченной частью общества – хотя бы на уровне чтения, письма и счета1
Какой бы гипотезы или теории относительно происхождения русского государства2
.
ни держаться,
очевидно, что основы такового довольно отчетливо определились ко второй половине IX в., когда на
Руси из ряда древних городов выделились, по крайней мере, два государствообразующих центра –
Новгород и Киев. Во всяком случае, так позволяют думать сохранившиеся летописные свидетельства
(предания о Кие с братьями, об Аскольде и Дире, о Рюрике3
). К тому же времени – 60-ì годам –
относятся известия о крещении по инициативе Константинопольского патриарха Фотия каких-то руссов4
(впрочем, в науке до сих пор не нашли общепринятого решения вопросы этнического содержания
В настоящем обзоре намеренно оставлены без внимания различные факты (в виде памятников пиктографического, рунического,
протоглаголического или протокириллического письма), которые свидетельствуют, по мнению ряда ученых, о существовании дохристианской
славянской (и в частности русской) грамотности. Во-первых, факты эти крайне ограниченны по числу; во-вторых,
они допускают множество нередко отрицающих друг друга толкований; в-третьих, даже если обнаруживаемая ими грамотность
была действительно характерна для языческой культуры именно славян, нет все же никаких оснований предметно – без натяжек
и фантазий – говорить о связи таковой с последующим культурным развитием славянского мира в ходе формирования
государств и распространения христианства. Все-таки история славянской и собственно русской образованности – это часть
1
именно христианской культуры.
2
Мавродин В. В. Происхождение русского народа. Л., 1978; Пьянков A. П. Происхождение общественного и государственного
строя Древней Руси. Минск, 1980; Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально-политической истории. Л., 1980;
Седов Â. B. Восточные славяне в VI–XIII â. M., 1982; Ловмяньский Õ. Русь и íîðìàííû. Ì., 1985; Рыбаков Á. A. Мир
истории: начальные века русской истории. M., 1987; Оргиш В. П. Древняя Русь: образование Киевского государства и введение
христианства. Ìèíñê, 1988; Котляр H. Ô. Древнерусская государственность. ÑÏá., 1998.
3
ÏÑÐË. Ò. 1. Âûï. 1. Èçä. 2-å. Ë., 1926. Ñòá. 20–22.
4
Святитель Фотий, патриарх Константинопольский. Окружное послание к Восточным Архиерейским Престолам, а
именно – к Александрийскому и ïðî÷àÿ… // Альфа и Îìåãà. Ì., 1999. ¹ 3 (21). Ñ. 85–102 (ïåðåâîä Ï. Êóçåíêîâà).
22
Стр.1