Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методология исследований в социальной работе (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАлбегова И. Ф.
АвторыПопова И. В., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц120
ID206965
АннотацияРассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Методология исследований в социальной работе», раскрыт вопрос о роли и значении методологии в социологическом исследовании, представлены виды методологического анализа и критерии научного знания. Исследованы онтологическая и социокультурная составляющие социологического познания, раскрыты основные парадигмы развития социологического знания и выявлена взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии. Представлена методология социологических исследований социальной сферы: описано предметное поле исследования социальной сферы, даны методы ее качественного социологического исследования.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов специальности Социальная работа
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Методология исследований в социальной работе», блок СД), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современной методологии социологических исследований.
ISBN978-5-8397-0544-9
УДК316.33(075.8)
ББКУ9(2)272.3я73
Албегова, И. Ф. Методология исследований в социальной работе : учеб. пособие / И. В. Попова; Яросл. гос. ун-т; И. Ф. Албегова .— Ярославль : ЯрГУ, 2007 .— 120 с. — ISBN 978-5-8397-0544-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/206965 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

И.Ф. Албегова, И.В. Попова Методология исследований в социальной работе Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Социальная работа Ярославль 2007 Введение УДК 316.33(075.8) ББК У9(2)272.3я73 А 45 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. <...> К.Д. Ушинского А 45 Албегова, И.Ф. Методология исследований в социальной работе: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, И.В. Попова ; Яросл. гос. ун-т. <...> ISBN 978-5-8397-0544-9 Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Методология исследований в социальной работе», раскрыт вопрос о роли и значении методологии в социологическом исследовании, представлены виды методологического анализа и критерии научного знания. <...> Исследованы онтологическая и социокультурная составляющие социологического познания, раскрыты основные парадигмы развития социологического знания и выявлена взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии. <...> Представлена методология социологических исследований социальной сферы: описано предметное поле исследования социальной сферы, даны методы ее качественного социологического исследования. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Методология исследований в социальной работе», блок СД), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современной методологии социологических исследований. <...> Роль и значение методологии в социологическом исследовании Глава 1. <...> Роль и значение методологии в социологическом исследовании <...> 1.1. К вопросу о методологии социологического исследования Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos – путь познания и logos – слово, мысль. <...> Методология исследований в социальной работе Обозначенная специфика предполагает также рассмотрение норм исследовательских процедур с позиции их философского обоснования, а методология включает в себя три важнейшие <...>
Методология_исследований_в_социальной_работе_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова И.Ф. Албегова, И.В. Попова Методология исследований в социальной работе Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов специальности Социальная работа Ярославль 2007
Стр.1
Введение УДК 316.33(075.8) ББК У9(2)272.3я73 А 45 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2007 года Рецензенты: В.А. Караваева, кандидат социологических наук; кафедра политологии и социологии Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского Албегова, И.Ф. Методология исследований в социальной А 45 работе: учеб. пособие / И.Ф. Албегова, И.В. Попова ; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2007. – 120 с. ISBN 978-5-8397-0544-9 Рассмотрены основные проблемы учебной дисциплины «Методология исследований в социальной работе», раскрыт вопрос о роли и значении методологии в социологическом исследовании, представлены виды методологического анализа и критерии научного знания. Исследованы онтологическая и социокультурная составляющие социологического познания, раскрыты основные парадигмы развития социологического знания и выявлена взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии. Представлена методология социологических исследований социальной сферы: описано предметное поле исследования социальной сферы, даны методы ее качественного социологического исследования. Предназначено для студентов, обучающихся по специальности 040101 Социальная работа (дисциплина «Методология исследований в социальной работе», блок СД), очной формы обучения, аспирантов и всех интересующихся проблемами современной методологии социологических исследований. УДК 316.33(075.8) ББК У9(2)272.3я73 ISBN 978-5-8397-0544-9 © Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, 2007 © И.Ф. Албегова, И.В. Попова, 2007 2
Стр.2
Албегова И.Ф., Попова И.В. Методология исследований в социальной работе Введение Написание учебного пособия по методологии исследований в социальной работе вызвано целым рядом причин. Во-первых, выбор конкретного исследования предопределяется выбором методологических приемов. Методология дает возможность выбрать адекватный метод исследования конкретной социальной проблемы. Именно методологическая основа позволяет нам осуществлять выбор проблем, требующих решения. Во-вторых, методология включает в себя определение как целей исследования, так и критериев для оценки достоверности полученных результатов. В-третьих, только знание методологии помогает понять различие между классическим количественным исследованием и качественным, что особенно важно в исследовании социальных процессов, изучении социальной сферы в целом и социальной работы в частности. Именно это дает возможность начинающему исследователю разобраться в многообразии подходов и методов, в особенностях процедур, техник сбора и анализа данных. В-четвертых, в последнее время актуализируется проблема фракционизации социологической науки. Объем информации огромен, но она не систематизирована, тиражирование методологий ведет к тому, что исследователи не понимают друг друга, возникает понятийный релятивизм, мы перестаем понимать, открыли мы что-то новое или это все уже известно. И в-пятых, использование информационных технологий порождает проблему технократического подхода к исследованию глубоких социальных процессов. Жонглирование понятиями не позволяет пробиться к истине. В этой связи представляется обоснованным осуществление попытки формирования методологической культуры будущих специалистов любого профиля, в том числе и социальных работников. Самоопределение исследователя происходит результативно, если он опирается на знания онтологических и методологических ориентаций социологии, на знание принципов, парадигм и методов, которые могут использоваться для углубления имеющихся и выработки новых знаний. 3
Стр.3
Глава 1. Роль и значение методологии в социологическом исследовании Глава 1. Роль и значение методологии в социологическом исследовании 1.1. К вопросу о методологии социологического исследования Понятие «методология» образовано от греческих слов methodos – путь познания и logos – слово, мысль. Методология – учение о путях научного исследования. В широком смысле методология включает изложение основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, методов, которые объясняют способы получения нового знания и его применения в социальной практике. В узком значении методология является описанием конкретных методов исследования: методов получения информации, ее анализа и интерпретации полученных данных. Выделяют три уровня методологии: 1. Философская методология изучает наиболее общие законы человеческого познания. 2. Общенаучная методология рассматривает принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках. 3. Специально-научная методология, то есть методология конкретных наук, получила свое развитие в методике и технике научных исследований, характерных для конкретной научной дисциплины. В случае социологического исследования речь идет о понимании инструментальных аспектов социологического исследования. Спецификой социологического исследования является то, что человек изучает человека. И создание инструмента, с помощью которого мы фиксируем нужную нам информацию, полностью зависит от того, кто проводит исследование. Отсюда остро стоит вопрос о процедурных возможностях социологического исследования, а также выделении его образцов и нормативов: методах сбора и анализа социологической информации, логике организации и интерпретации полученных данных. 4
Стр.4
Приложения Оглавление Введение .............................................................................................. 3 Глава 1. Роль и значение методологии в социологическом исследовании .......................................................................... 4 1.1. К вопросу о методологии социологического исследования ...... 4 1.2. Виды методологического анализа ............................................... 7 1.3. Критерии научного знания ......................................................... 19 Глава 2. Онтологическая и социокультурная составляющие социологического познания ............................................... 33 2.1. Основные парадигмы развития социологического знания ...... 33 2.2. Взаимосвязь теоретического и эмпирического в социологии ........................................................................... 38 Глава. 3. Методология социологических исследований социальной сферы ............................................................... 61 3.1. Предметное поле исследования социальной сферы ................. 61 3.2. Методы качественного социологического исследования социальной сферы .................................................................. 87 Литература ....................................................................................... 93 Приложения ...................................................................................... 95 Приложение 1 .................................................................................... 95 Приложение 2 .................................................................................. 103 Приложение 3 .................................................................................. 108 Приложение 4 .................................................................................. 110 Приложение 5 .................................................................................. 114 118
Стр.118

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ