Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Отвещание любозазорным» преп. Иосифа Волоцкого: размышление в лицах об иноческом подвиге как авторская самохарактеристика. Статья (110,00 руб.)

0   0
Первый авторКириллин Владимир Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц23
ID1031
АннотацияРукописная традиция и история бытования данного произведения в древнерусской книжности до сих пор остаются мало изученными. Авторитетность же «Духовной грамоты» среди русских книжников и её значимость для русской Церкви подтверждаются тем, что она, по решению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, была включена в созданное благодаря его инициативе собрание «всех книг чтомых, которые в Русской земле обретаются», — в «Великие минеи четьи» .
Кому рекомендованоДля историков, филологов и всех, интересующихся русской средневековой культурой.
Кириллин, В.М. «Отвещание любозазорным» преп. Иосифа Волоцкого: размышление в лицах об иноческом подвиге как авторская самохарактеристика. Статья / В.М. Кириллин .— : [Б.и.], 2009 .— 23 с. — статья .— URL: https://rucont.ru/efd/1031 (дата обращения: 10.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИОСИФА ВОЛОЦКОГО: РАЗМЫШЛЕНИЕ В ЛИЦАХ ОБ ИНОЧЕСКОМ ПОДВИГЕ КАК АВТОРСКАЯ САМОХАРАКТЕРИСТИКА Одно из последних литературных творений преподобного Иосифа, игумена Успенского монастыря на Волоке Ламском († 1515), 1 — «Духовная грамота», или Монастырский устав . <...> По-видимому, это пространное руководство по организации и соблюдению истинной киновии было создано в начале второго десятилетия XVI в. как завещание братии («Аз… игумен Иосиф противу моея силы, Христовы ради любве и спасения моего и всех о Христе братий моих и еще жив сый изложих сия написана, яко да и сущу ми с вами и по моем отшествии хранити сия. <...> » ). Можно также предположить, 2 что работа над книгой опиралась на многолетние размышления писателя, отчасти отразившиеся в разных его более ранних сочинени3 ях: «Просветителе» (11-я глава, посвящѐнная иночеству) , краткой 4 5 редакции Устава , некоторых посланиях . <...> Духовная грамота преподобнаго игумена Иосифа» // Древнерусские иноческие уставы / Сост. <...> 4 Монастырский устав // Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. <...> Иосифа Волоцкого // 1 Рукописная традиция и история бытования данного произведения в древнерусской книжности до сих пор остаются мало изученными. <...> Авторитетность же «Духовной грамоты» среди русских книжников и еѐ значимость для русской Церкви, несомненно, подтверждаются тем, что она, по решению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, была включена в созданное благодаря его инициативе объѐмнейшее собрание «всех книг чтомых, которые в Русской земле обретаются», — в «Ве7 ликие минеи четьи» . <...> Предисловие написано в форме лирического монолога об Древнерусские иноческие уставы. <...> Исследование о сочинениях Иосифа Санине, преподобного игумена Волоцкого. <...> Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV — начала XVI века. <...> 7 «Духовная грамота преподобного игумена Иосифа» // Великие минеи четии, собранные <...>
«Отвещание_любозазорным»_преп._Иосифа_Волоцкого_размышление_в_лицах_об_иноческом_подвиге_как_авторская_самохарактеристика._Статья.pdf
В. М. Кириллин (Московская Духовная Академия, ИМЛИ им. А. М. Горького РАН) «ОТВЕЩАНИЕ ЛЮБОЗАЗОРНЫМ» ПРЕП. ИОСИФА ВОЛОЦКОГО: РАЗМЫШЛЕНИЕ В ЛИЦАХ ОБ ИНОЧЕСКОМ ПОДВИГЕ КАК АВТОРСКАЯ САМОХАРАКТЕРИСТИКА Одно из последних литературных творений преподобного Иосифа, игумена Успенского монастыря на Волоке Ламском († 1515), — «Духовная грамота», или Монастырский устав1. По-видимому, это пространное руководство по организации и соблюдению истинной киновии было создано в начале второго десятилетия XVI в. как завещание братии («Аз… игумен Иосиф противу моея силы, Христовы ради любве и спасения моего и всех о Христе братий моих и еще жив сый изложих сия написана, яко да и сущу ми с вами и по моем отшествии хранити сия. Лета убо к старости приближишася, и смертная чаша уготовляется, впадох убо во многия и различныя болезни…»2). Можно также предположить, что работа над книгой опиралась на многолетние размышления писателя, отчасти отразившиеся в разных его более ранних сочинениях: «Просветителе» (11-я глава, посвящѐнная иночеству)3, краткой редакции Устава4, некоторых посланиях5. 1 «Иосифа игумена, иже на Волоце Ламском. Духовная грамота преподобнаго игумена Иосифа» // Древнерусские иноческие уставы / Сост. Т. В. Суздальцева. М.: Северный паломник, 2001. С. 57155. 2 3 Там же. С. 57-58. Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Изд. 3-е. Казань, 1896. 4 Монастырский устав // Послания Иосифа Волоцкого / Подгот. текста А. А. Зимина и Я. С. Лурье. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. С. 296-319; Краткая редакция Устава прп. Иосифа Волоцкого // 1
Стр.1
Рукописная традиция и история бытования данного произведения в древнерусской книжности до сих пор остаются мало изученными. Априорно, судя лишь по некоторым введѐнным в научный оборот спискам памятника6, вполне можно говорить о довольно широком его распространении. Авторитетность же «Духовной грамоты» среди русских книжников и еѐ значимость для русской Церкви, несомненно, подтверждаются тем, что она, по решению святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, была включена в созданное благодаря его инициативе объѐмнейшее собрание «всех книг чтомых, которые в Русской земле обретаются», — в «Великие минеи четьи»7. Содержание Устава довольно хорошо раскрыто церковноисторической литературой, правда лишь в виде более или менее подробного пересказа. В этой связи нужно отметить, прежде всего, труды священника Н. А. Булгакова, магистра русской словесности И. П. Хрущова, святителя Московского Макария (Булгакова) и профессора МДА Е. Е. Голубинского8. Книга состоит из предисловия и 14 глав. Предисловие написано в форме лирического монолога об Древнерусские иноческие уставы. С. 187-215. 5 [ ] Преподобный Иосиф Волоцкий. М., 1847. С. 49-50; ца XV — начала XVI века. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. С. 221. 6 XII, XIII, XXI, XXIX. 7 Исследование о сочинениях Иосифа Санине, преподобного игумена Волоцкого. Б. м. 1868. С. 84-100; Изд. 3-е. СПб., 1884. С. 132-133; Обзор русской духовной литературы. Кн. первая. 862-1720. Идеологическая борьба в русской публицистике консобр. Щукина, № 363; РНБ, Q. XVII, 64; Q. XVII, 50; Софийское собр., №№1460, 1470 и 1226; Соловецкое собр., №№ 349/329, 348/328; РГБ, собр. МДА, № 152/515. — См., например, рукописи XVI в.: ГИМ, Синодальное собр., № 986 (784); собр. Уварова, № 6; Указ. соч. С. «Духовная грамота преподобного игумена Иосифа» // Великие минеи четии, собранные всероссийским митрополитом Макарием. Сентябрь: дни 1—13. СПб., 1868. Стб. 499-615 (далее «Духовная грамота»; текст памятника цитируется по этому изданию). 8 С. 75-80; Преподобный Иосиф Волоколамский. Спб., 1865. С. 197-198; Указ. соч. История Русской Церкви. Кн. четвѐртая. Ч. первая: История Русской Церкви в период постепенного перехода еѐ к самостоятельности (1240—1589). Отд. второй: Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения еѐ на две митрополии (1448—1589). М., 1996. С. 241244; История Русской Церкви. 2-й полутом II т. Гл. 6: Монашество (не изданная). — http://www.golubinski.ru/golubinski/iosif.htm (публикатор А. Платонов). 2 Фи Х р у щ о в И . Х р у щ о в И . Х Ка з а ( н с Гу к и й П мил е . С. в с к и й ) , а р хи е п . Ч е р н и говс Лур к и ьй е . Я. С. Бу л га к о в Мак Н а. р А. й ( и Го л Бу л га к о в ) , митр . Мо с к о в с к и й и Кол о ме н с к и й . р у щ о в И . л а р е т у б и н с к и й Е. Е.
Стр.2