УДК 159.922.7
ББК 88.8
К 777
Под общей редакцией Е. Макаровой, С. Макарова
Научный редактор Е. Климова
Вступительная статья и послесловие Е. Макаровой
К 777
Крамер, Эдит.
Арт-терапия с детьми / Э. Крамер ; пер. с англ. Г. Ниловой, Е. Пройдаковой. — 2-е изд.,
эл. — Москва : Генезис, 2021. — 1 файл pdf : 330 с. — Систем. требования: Adobe Reader XI либо
Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10". — Текст : электронный.
ISBN 978-5-98563-637-6
Книга является классическим трудом в области психологической коррекции с помощью искусства. Эдит
Крамер (1916–2014), известная американская художница и педагог, по праву считается одним из основателей
арт-терапии. Крамер начала работать с проблемными детьми еще в 1930-х годах в Праге под руководством
выпускницы школы Баухауз Фридл Дикер-Брандейс (1898–1944). Затем она была вынуждена эмигрировать
из оккупированной нацистами Европы в США, где много лет занималась с социально неблагополучными и
психически травмированными детьми.
В книге на конкретных примерах рассматриваются такие темы, как утрата ребенком идентичности в
современной цивилизации, чувство опустошенности, искаженная интерпретация реальности, агрессия и
защита от нее, сублимация, процессы переноса и другие. В своей работе Э. Крамер опирается на глубокое
знание психоанализа, мастерство и интуицию художника и искреннюю любовь к детям. Описывая характеры
и проблемы пациентов и процесс терапии искусством, Крамер анализирует свои достижения и ошибки. автор
подробно разбирает работы детей, приведенные в иллюстрациях. Книга послужит пособием не только арт-терапевту,
но и любому педагогу, психологу или родителю, сталкивающемуся с психическими или социально-психологическими
проблемами детей.
УДК 159.922.7
ББК 88.8
Электронное издание на основе печатного издания: Арт-терапия с детьми / Э. Крамер ; пер. с англ. Г. Ниловой,
Е. Пройдаковой. — Москва : Генезис, 2013. — 320 с. — ISBN 978-5-98563-297-2. — Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных техническими средствами защиты
авторских прав, правообладатель вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации.
ISBN 978-5-98563-637-6
© Kramer E., 1971
© Schocken Books Inc., 1971
© Макарова Е., вступительная статья,
послесловие, 2013
© Нилова Г. Н., Пройдакова Е. Д.,
перевод на русский язык, 2013
© Издательство «Генезис», 2013
Стр.5
Оглавление
встУПительная статья. Эдит Крамер. Жизнь и искусство .................................. 7
Предисловие ....................................................................................................... 59
Глава 1. ИСКУССТво, АРТ-ТЕРАПИЯ И оБщЕСТво ..... 65
Влияние современной психологии ............................................................................ 68
Арт-терапия и художественное образование ....................................................... 70
Искусство и проблема пустоты ............................................................................... 73
Каракули ................................................................................................................... 74
стереотипный хаос ................................................................................................ 75
Oбездоленный избалованный ребенок ..................................................................... 79
Новые защитные механизмы ................................................................................... 82
Пустота и общество изобилия ................................................................................. 85
Глава 2 . ИСКУССТво, АРТ-ТЕРАПИЯ
И ТЕРАПЕвТИчЕСКАЯ СРЕДА ...................................... 91
Творчество и игра ......................................................................................................... 93
Проекция и конфронтация ....................................................................................... 95
Конфронтация в творчестве и психотерапии ................................................... 98
Творчество и ремесло .................................................................................................... 99
Функции арт-терапевта ......................................................................................... 100
Интерпретация действительности и деятельности ..................................... 103
Перенос и контрперенос ............................................................................................ 105
Предложения по практической работе ................................................................ 110
ГлАвА 3 . АРТ-ТЕРАПИЯ И ПРоБлЕМА КАчЕСТвА
в ИСКУССТвЕ ................................................................................ 115
Неудача и успех в творчестве ................................................................................. 119
Способы использования художественных материалов .................................... 122
Предвестники изобразительной деятельности ........................................... 123
Эмоциональная (хаотическая) разрядка ...................................................... 124
Компульсивные действия как защитный механизм .................................. 124
Пиктограммы ........................................................................................................ 127
оформленная экспрессия ................................................................................. 130
ГлАвА 4. СУБлИМАцИЯ .............................................................................. 135
Концепция сублимации ........................................................................................... 135
Замещение и сублимация ......................................................................................... 139
Стр.6
оГлавление
6
Симптом и сублимация ........................................................................................... 141
Процесс сублимации .................................................................................................. 148
Глава 5. РолЬ АРТ-ТЕРАПЕвТА в СУБлИМАцИИ ....... 160
Продолжение «Я» ребенка как функция арт-терапевта ................................ 161
Одаренный ребенок и группа .................................................................................. 171
Поддержка и зависимость ....................................................................................... 178
Прямые и обходные пути арт-терапевта .......................................................... 181
Глава 6. ИСКУССТво КАК СРЕДСТво зАщИТы ......... 189
Художественное воспитание и механизмы защиты ........................................ 192
Повторения и стереотипы ..................................................................................... 195
Примеры стереотипного рисования ..................................................................... 198
Защита и блокировка развития ........................................................................... 212
Стереотипные способы использования художественных материалов ........ 216
Талант как средство защиты ................................................................................ 218
Творчество подростков и защита ......................................................................... 226
Глава 7 . АРТ-ТЕРАПИЯ И АГРЕССИЯ .......................................... 228
Подавленная агрессия ............................................................................................... 230
Агрессия и контроль .................................................................................................. 232
«Я-идеал» и идентификация с агрессором .......................................................... 242
Аспекты агрессии ....................................................................................................... 247
Амбивалентность ...................................................................................................... 262
амбивалентность и идентификация с агрессором ................................... 263
амбивалентность и форма ................................................................................ 270
амбивалентные чувства к собственной
художественной продукции ............................................................................... 271
Ограничения арт-терапии ..................................................................................... 272
Канализирование, ослабление и преобразование агрессии ............................... 276
заКлючение ....................................................................................................... 288
БиБлиоГраФия .................................................................................................. 293
Послесловие. Вам нужно вдохновение, чтобы дышать? ..................................... 299
реКомендУемая литератУра .................................................................................. 315
Стр.7