МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЮ (Магистратура) Учебно-методическое пособие Составитель Т.Ф. <...> Ускова Воронеж Издательский дом ВГУ 2016 Утверждено научно-методическим советом филологического факультета 7 июня 2016 г., протокол № 7 Рецензент – канд. филол. наук, доцент Т.Ф. Пухова Пособие подготовлено на кафедре издательского дела филологического факультета Воронежского государственного университета. <...> Для направления 42.04.03 – Издательское дело 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение . <...> Не случайно многие специалисты высказывают сомнения в правомерности «жесткого» маркетинга в книжном деле. <...> Также следует учитывать и особый характер «потребления» книги, при котором происходит вовлечение потенциального «соавтора» в творческий процесс создания «своего» мира – образа автора, трансформированного в сознании читателя. <...> При прохождении практики надо помнить, что цели издательского маркетинга всегда связаны с: – изучением читательской аудитории, т.е. того круга читателей, которому адресуется книга, поступившая в продажу; – исследованием того сегмента рынка, на котором предстоит продавать книгу (наличие книг-конкурентов, похожих изданий, переводов с иностранных языков и т.д.) <...> . В настоящее время, в период спада деловой активности во многих отраслях отечественной экономики, в том числе и в книгоиздательской деятельности, когда издатели стараются сдерживать негативные тенденции (снижение уровня продаж, ослабление институциональных рынков сбыта, традиционные проблемы с распространением по целевым группам и возвратом непроданной продукции), представляется наиболее важным четкое планирование маркетинговых мероприятий и умелая организация их выполнения на всех этапах издательского процесса. <...> Таким образом, книжный маркетинг – это <...>
Производственная_практика_по_книгораспространению.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
ПО КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЮ
(Магистратура)
Учебно-методическое пособие
Составитель
Т.Ф. Ускова
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2016
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ............................................................................................................... 4
Компетенции ........................................................................................................ 6
Этапы проведения практики .............................................................................. 7
Критерии оценки практики ................................................................................ 8
Практические рекомендации ........................................................................... 11
Главные мероприятия сейлз промоушн ......................................................... 11
Мерчандайзинг .................................................................................................. 14
Заполнение дневника по производственной практике .................................. 15
Библиографический список ............................................................................. 18
3
Стр.3
– способностью участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства
(ППК-14); способностью формировать ассортимент предприятий распространения
издательской продукции на основе изучения спроса и предложения
(ППК-16);
– способностью анализировать клиентскую базу (ППК-17);
– способностью осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей
(ППК-18);
– методами распространения цифровых изданий (ППК-19).
В соответствии с учебным планом по направлению 40.04.03 – Издательское
дело, производственная практика по книгораспространению проводится
с отрывом от занятий на 1 курсе магистратуры (2 семестр) в течение
двух недель на базе книготорговых домов города Воронежа (книжные
магазины ООО «Амиталь», ООО «Книгафе» и др.).
КОМПЕТЕНЦИИ
В результате прохождения практики, у обучающихся формируются
следующие компетенции:
а) общекультурные (ОК):
– способность использовать основы экономических знаний в различных
сферах деятельности (ОК-3);
– способность к саморазвитию и самообразованию (ОК-7);
б) общепрофессиональные (ОПК):
– способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности
на основе информационной и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникативных технологий и с учетом основных
требований информационной безопасности (ОПК-1);
– способность ориентироваться в области истории литературы и в современном
литературном процессе, способность применять соответствующие
знания на практике (ОПК-2);
– способность ориентироваться в нормативно-правовой области издательско-распространительской
деятельности (ОПК-5);
в) профессионально-прикладные (ППК):
– способность выполнять работу по одной или нескольким профессиям
рабочих, должностям служащих (ПП-12);
– способность организовывать информационно-библиографическую
деятельность по продвижению и распространению издательской продукции
(ППК-13);
– способность участвовать в маркетинговых мероприятиях издательства
(ППК-14); способность формировать ассортимент предприятий распространения
издательской продукции на основе изучения спроса и предложения
(ППК-16);
6
Стр.6
– способность анализировать клиентскую базу (ППК-17);
– способность осуществлять обслуживание оптовых и розничных покупателей
(ППК-18);
– способность владеть методами распространения цифровых изданий
(ППК-19).
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
I этап – организационный
Производственная практика открывается установочной конференцией,
на которой практиканты знакомятся:
– с целями и задачами производственной книготорговой практики, ее
структурой, организацией и порядком проведения;
– списком отчетных документов и рекомендаций, касающихся вопросов
проведения практики;
– спецификой проводимой работы;
– с расписанием рабочего дня практиканта.
II этап – ознакомительный
На ознакомительном этапе практики магистранты посещают производственные
площади, знакомятся с нормативными документами, обеспечивающими
производственный процесс.
III этап – производственный
В течение этого этапа практики магистрантами осуществляется:
– знакомство с ассортиментом;
– навигация по торговому залу;
– работа продавцом-консультантом;
– оформление витрины магазина;
– участие в рекламных акциях;
– проведение промоакций;
– проведение презентаций изданий;
– формирование книжного ассортимента;
– изучение покупательского спроса;
– проведение социологических исследований;
– самоанализ одного из проведенных рекламных мероприятий;
– разработка экономической части квалификационной работы.
IV этап – подведение итогов практики
Магистранты оформляют необходимую документацию, готовят отчет о
проделанной работе. Практика завершается итоговой конференцией, на которой
руководитель практики подводит итоги проделанной работы и дает
7
Стр.7
предварительную оценку деятельности. Магистранты рассказывают об общих
впечатлениях от практики, сообщают о сложностях, с которыми пришлось
столкнуться в ходе практики, делятся рекомендациями по организации
и проведению практики, делают краткий самоанализ проделанной работы,
сообщают, чему они научились на практике и каковы дальнейшие
перспективы совершенствования их профессиональной деятельности.
Для организации производственной практики магистрантов по книгораспространению
магистров на факультете назначается факультетский
групповой руководитель, в обязанности которого входит:
1) проведение установочного и заключительного собраний;
2) обеспечение практикантов необходимой методической литературой;
3) обеспечение консультативной помощи практикантам по всем вопросам,
связанным с прохождением практики и оформлением отчета;
4) контроль за ходом практики, посещение отдельных мероприятий и
участие в их обсуждении;
5) оценка деятельности практикантов;
6) составление общефакультетского отчета по практике.
Зачет с оценкой выставляется на основе оценок руководителей книготорговых
предприятий, анализа работы, научно-исследовательской работы
экономической направленности, отчета.
По итогам учебной практики студенты обязаны представить документы,
которые оцениваются факультетским руководителем:
1) отчет о результатах практики;
2) «Дневник по производственной практике»;
3) письменный самоанализ;
4) отзыв руководителя практики от производства с оценкой;
5) отзыв руководителя практики от университета с оценкой.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИКИ
Отлично
Студент показывает глубокие и всесторонние знания
по дисциплине, способность использовать основы
экономических знаний в различных сферах деятельности;
способность к саморазвитию и самообразованию;
способность решать стандартные задачи профессиональной
деятельности на основе информационной и
библиографической культуры с применением информационно-коммуникативных
технологий и с учетом
основных требований информационной безопасности;
способность ориентироваться в области истории литературы
и в современном литературном процессе, способность
применять соответствующие знания на практике;
способность ориентироваться в нормативноправовой
области издательско-распространительской
деятельности; способность выполнять работу по од8
Стр.8
ной или нескольким профессиям рабочих, должностям
служащих; способность организовывать информационно-библиографическую
деятельность по продвижению
и распространению издательской продукции;
способность участвовать в маркетинговых мероприятиях
издательства; способность формировать ассортимент
предприятий распространения издательской
продукции на основе изучения спроса и предложения;
способность анализировать клиентскую базу; способность
осуществлять обслуживание оптовых и розничных
покупателей; способность владеть методами распространения
цифровых изданий
Хорошо
Студент показывает твердые и достаточно полные
знания по дисциплине, способность использовать основы
экономических знаний в различных сферах деятельности;
способность к саморазвитию и самообразованию;
способность решать стандартные задачи
профессиональной деятельности на основе информационной
и библиографической культуры с применением
информационно-коммуникативных технологий и
с учетом основных требований информационной
безопасности; способность ориентироваться в области
истории литературы и в современном литературном
процессе, способность применять соответствующие
знания на практике; способность ориентироваться в
нормативно-правовой области издательско-распространительской
деятельности; способность выполнять
работу по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих; способность организовывать
информационно-библиографическую деятельность по
продвижению и распространению издательской продукции;
способность участвовать в маркетинговых
мероприятиях издательства; способность формировать
ассортимент предприятий распространения издательской
продукции на основе изучения спроса и предложения;
способность анализировать клиентскую базу;
способность осуществлять обслуживание оптовых и
розничных покупателей; способность владеть методами
распространения цифровых изданий
Удовлетворительно
Студент показывает твердые знания по дисциплине,
способность использовать основы экономических
знаний в различных сферах деятельности; способность
к саморазвитию и самообразованию; способность
решать стандартные задачи профессиональной
деятельности на основе информационной и библиографической
культуры с применением информационно-коммуникативных
технологий и с учетом основ9
Стр.9
ных требований информационной безопасности; способность
ориентироваться в области истории литературы
и в современном литературном процессе, способность
применять соответствующие знания на
практике; способность ориентироваться в нормативно-правовой
области издательско-распространительской
деятельности; способность выполнять работу
по одной или нескольким профессиям рабочих,
должностям служащих; способность организовывать
информационно-библиографическую деятельность
по продвижению и распространению издательской
продукции; способность участвовать в маркетинговых
мероприятиях издательства; способность формировать
ассортимент предприятий распространения
издательской продукции на основе изучения спроса и
предложения; способность анализировать клиентскую
базу; способность осуществлять обслуживание
оптовых и розничных покупателей; способность владеть
методами распространения цифровых изданий
Неудовлетворительно Студент демонстрирует незнание основных положений
учебной дисциплины, неспособность использовать
основы экономических знаний в различных сферах
деятельности; неспособность к саморазвитию и
самообразованию; неспособность решать стандартные
задачи профессиональной деятельности на основе
информационной и библиографической культуры
с применением информационно-коммуникативных
технологий и с учетом основных требований информационной
безопасности; неспособность ориентироваться
в области истории литературы и в современном
литературном процессе, неспособность применять
соответствующие знания на практике; неспособность
ориентироваться в нормативно-правовой
области издательско-распространительской деятельности;
неспособность выполнять работу по одной или
нескольким профессиям рабочих, должностям служащих;
неспособность организовывать информационно-библиографическую
деятельность по продвижению
и распространению издательской продукции;
неспособность участвовать в маркетинговых мероприятиях
издательства; неспособность формировать
ассортимент предприятий распространения издательской
продукции на основе изучения спроса и предложения;
неспособность анализировать клиентскую
базу; неспособность осуществлять обслуживание оптовых
и розничных покупателей; неспособность владеть
методами распространения цифровых изданий
10
Стр.10