Э. А. Орлова
РЕКОМЕНДАЦИИ
по работе со средствами массовой информации
в рамках Национальной программы
поддержки и развития чтения
Пособие для организаторов программных
просветительских проектов и мероприятий
Москва
2008
УДК 028.01(470+571)(083.13)
ББК 78.303(2Рос)я81
Р36
Рекомендации разработаны по заказу Межрегионального центра библиотечного сотрудничества (МЦБС) и Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при финансовой
поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Научные редакторы: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова
Орлова Э. А. <...> Р36
Рекомендации по работе со средствами массовой информации в рамках Национальной программы поддержки и развития
чтения. <...> В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в
рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены два основных направления работы, связанной с повышением уровня
читательской и общекультурной компетентности членов российского общества. <...> Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения Программы. <...> Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки
зрения приобщения широкой аудитории к чтению и пониманию текстов современной медиакультуры. <...> Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает и реализует соответствующие просветительские проекты в
рамках Программы. <...> Программа поддержки и развития чтения как средство
просветительской помощи в освоении медиакультуры..............42
Функции сообщений средств массовой информации ................42 <...> Информационное поле, порождаемое СМИ, или медиапространство, многомерно; в его пределах отображаются все институциональные формы культуры – экономика, политика, право,
мировоззренческая сфера (философия, наука, религия, искусство). <...> Место и роль письменной культуры, чтения
в пространстве СМИ
В условиях становления информационного общества роль чтения, письменной культуры в целом не только не уменьшается, но,
напротив, возрастает. <...> Совершенно очевидно <...>
Рекомендации_по_работе_со_средствами_массовой_информации_в_рамках_Национальной_программы_поддержки_и_развития_чтения.pdf
Э. А. Орлова
РЕКОМЕНДАЦИИ
по работе со средствами массовой информации
в рамках Национальной программы
поддержки и развития чтения
Пособие для организаторов программных
просветительских проектов и мероприятий
Москва
2008
Стр.2
УДК 028.01(470+571)(083.13)
ББК 78.303(2Рос)я81
Р36
Рекомендации разработаны по заказуМежрегионального центра
библиотечного сотрудничества (МЦБС) и Российского комитета
Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» при финансовой
поддержке Министерства культуры Российской Федерации
Научные редакторы: Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова
Р36
Орлова Э. А.
Рекомендации по работе со средствами массовой информации
в рамках Национальной программы поддержки и развития
чтения. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества,
2008. – 72 с.
В Рекомендациях по работе со средствами массовой информации в
рамках Национальной программы поддержки и развития чтения представлены
два основных направления работы, связанной с повышением уровня
читательской и общекультурной компетентности членов российского общества.
Во-первых, предлагаются способы использования СМИ для продвижения
Программы. Во-вторых, рассматриваются ее возможности с точки
зрения приобщенияширокой аудитории к чтению и пониманию текстов современной
медиакультуры. Рекомендации предназначены для тех, кто разрабатывает
и реализует соответствующие просветительские проекты в
рамках Программы.
УДК 028.01(470+571)(083.13)
ББК 78.303(2Рос)я81
ISBN 978-5-91515-017-0
© Орлова Э. А., 2008
© Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................................5
Информационное пространство современного общества...........5
Место и роль письменной культуры,
чтения в пространстве СМИ............................................................5
Проблемы реализации Программы, связанные со СМИ..............7
1. Репрезентация Программы поддержки и развития чтения
в средствах массовой информации.................................................10
1.1. Обоснование значимости взаимодействия со СМИ..............10
Книжная культура и СМИ..............................................................11
Репрезентация Программы в разных типах СМИ.......................13
1.2. Технологии репрезентации программных мероприятий......15
Принципы репрезентации .............................................................15
Избежание множественности интерпретаций.............................17
Репрезентация литературных произведений
в электронных СМИ .......................................................................18
Предотвращение ошибок в репрезентации программных
мероприятий через СМИ...............................................................19
Опасность стремления к оригинальности....................................20
«Экспонирование».........................................................................21
1.3. Реклама Программы в СМИ........................................................23
Размещение рекламы....................................................................24
Оценка качества рекламы.............................................................25
Реклама книжной продукции в печатных СМИ...........................27
Радиореклама ................................................................................30
Телевизионная реклама ................................................................31
Оценка эффективности рекламы в СМИ.....................................34
1.4. Интернет как средство продвижения Программы.................38
Использование функций Интернета в программных целях .......38
Построение сайтов Программы....................................................39
3
Стр.4
2.Программа поддержки и развития чтения как средство
просветительской помощи в освоении медиакультуры..............42
Функции сообщений средств массовой информации ................42
2.1. Необходимость просвещения, связанного с освоением
медиапространства.............................................................................45
Информационные характеристики медиапространства ............45
Медиапространство как предмет просвещения
в рамках Программы .....................................................................50
Прочтение идеологического смысла медиасообщений .............53
2.2. Возможности Программы в помощи
освоению медиакультуры..........................................................54
Просвещение и медиаобразование .............................................55
Адресаты программных действий ................................................56
Основные направления обучения
чтению медиатекстов.....................................................................58
2.3. Социальная значимость просвещения в области чтения
медиатекстов........................................................................................61
Заключение ..........................................................................................64
Мониторинг результативности программных действий..............64
Приобщение к «высокой» культуре..............................................67
4
Стр.5