Ю. Н. Столяров БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ, БИБЛИОГРАФОВЕДЕНИЕ И КНИГОВЕДЕНИЕ КАК ЕДИНАЯ НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ Полный курс лекций для аспирантов и соискателей по типовой программе кандидатского минимума Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для аспирантов и соискателей по специальности 05.25.03 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение Орёл - 2007 УДК 01+02+07+08 ББК 78.3+78.5+76.1 С 81 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор М.Я. Дворкина; доктор педагогических наук, профессор О.П. Коршунов; кандидат исторических наук М.М. Панфилов; доктор педагогических наук, профессор О.В. Шлыкова Столяров Ю.Н. <...> С 81 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и соискателей / Ю.Н. Столяров. <...> Оно создано в соответствии с типовой программой ВАК России кандидатского экзамена по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение» и предназначено для всех аспирантов и соискателей России и других субъектов Содружества Независимых Государств, готовящих диссертации по этой специальности. <...> В марте 2005 года в ОГИИК создана аспирантура, и МГУКИ выражает надежду, что этот курс лекций поможет новой генерации ученых лучше подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». <...> Взгляды на книговедение как общую науку для собственно книговедения, а также библиографии и библиотековедения …………………………………………………. <...> Вывод: место библиотековедения, библиографоведения и книговедения в системе наук ………………… Лекция одиннадцатая. <...> Представления о месте библиотековедения, библиографоведения и книговедения в системе наук ……………… 2. <...> Иными словами, это вопрос о месте библиотековедения в системе наук <...>
Библиотековедение,_библиографоведение_и_книговедение_как_единая_научная_специальность_Полный_курс_лекций_для_аспирантов_и_соискателей.pdf
УДК 01+02+07+08
ББК 78.3+78.5+76.1
С 81
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор М.Я. Дворкина;
доктор педагогических наук, профессор О.П. Коршунов;
кандидат исторических наук М.М. Панфилов;
доктор педагогических наук, профессор О.В. Шлыкова
Столяров Ю.Н.
С 81 Библиотековедение, библиографоведение и книговедение как единая
научная специальность: Полный курс лекций для аспирантов и
соискателей / Ю.Н. Столяров. – Орёл: Орловский государственный
институт искусств и культуры, 2007. – 266 с.
ISBN 978-5-91495-001-6
Данное пособие – единственное в своем жанре. Оно создано в соответствии
с типовой программой ВАК России кандидатского экзамена по
специальности 05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и
книговедение» и предназначено для всех аспирантов и соискателей России
и других субъектов Содружества Независимых Государств, готовящих
диссертации по этой специальности. Кроме того, оно представляет
методологический и общетеоретический интерес для преподавателей и
научных сотрудников данного профиля. Автор имеет тридцатилетний
опыт подготовки научных кадров, под его консультированием и руководством
защищено 6 докторских и 26 кандидатских диссертаций. Лекции
для аспирантов читает с 1973 года.
УДК 01+02+07+08
ББК 78.3+78.5+76.1
ISBN 978-5-91495-001-6 © Ю.Н. Столяров, 2007
© Орловский государственный институт
искусств и культуры, 2007
Стр.2
35-летию
Орловского государственного
института искусств и культуры
посвящается
Это издание – подарок Орловскому государственному институту
искусств и культуры от Московского государственного
института культуры и искусств в память о том, что ОГИИК первоначально
был создан как Орловский факультет Московского государственного
института культуры и искусств 3 мая 1972 года и до
1995 года пребывал в этом качестве.
В марте 2005 года в ОГИИК создана аспирантура, и МГУКИ
выражает надежду, что этот курс лекций поможет новой генерации
ученых лучше подготовиться к кандидатскому экзамену по специальности
05.25.03 «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение».
3
Стр.3
Оглавление
Предисловие ………………………………………………………………
Лекция первая – вводная …………………………………………………
Лекция вторая. Методологические подходы к рассмотрению
библиотековедения, библиографоведения и книговедения
как научных дисциплин ……………………………………………….....
Основные признаки науки ……………………………………………
Свойства и функции науки …………………………………………...
Лекция третья. Статус библиотековедения, библиографоведения
и книговедения как научной специальности …………………………...
Отрицание научного статуса дисциплин …………………………….
Полупризнание библиотековедения, библиографоведения
и книговедения ………………………………………………………...
Конструктивные взгляды на научный статус специальности ……...
Соотношение библиотековедения, библиографоведения
и книговедения. Взгляды на книговедение как общую науку
для собственно книговедения, а также библиографии
и библиотековедения ………………………………………………….
Взгляды на библиографию как обобщающую науку
для книговедения, библиотековедения и собственно
библиографии (библиографоведения) …………………………….....
Взгляды на библиотековедение как обобщающую науку
для книговедения, библиографии и собственно библиотековедения
Проблема собирательного наименования для библиотековедения,
библиографоведения и книговедения ……………………………......
7
8
14
14
23
28
28
40
42
43
49
Лекция шестая. Сущность понятия «документ» …………………….....
Семантиционная составляющая документа …………………………
Материальная составляющая документа …………………………….
Лекция девятая. Электронная библиотека ……………………………...
Лекция десятая. Вывод: место библиотековедения,
библиографоведения и книговедения в системе наук …………………
Лекция одиннадцатая. Методология библиотековедения,
библиографоведения и книговедения …………………………………...
Полисемичность понятия «методология» …………………………...
О существовании метода науки за пределами данной науки ………
Лекция седьмая. Электронный документ ……………………………….
Лекция восьмая. Читатель, пользователь книжной,
документной продукции …………………………………………………
Связь «книга – читатель» ………………………………………….....
Читатель. Пользователь ………………………………………………
Связь «книга – читатель»: исторический очерк ………………….....
Лекция четвертая. Эволюция взглядов на соотношение
библиотековедения, библиографоведения и книговедения …………...
Лекция пятая. Компоненты, общие для библиотековедения,
библиографоведения и книговедения …………………………………...
О понятии «книга» …………………………………………………….
51
57
104
107
109
123
123
123
127
169
175
179
179
185
5
70
94
98
Стр.5
Лекция двенадцатая. Нормативная база библиотековедения,
библиографоведения и книговедения …………………………………...
Нормативно-правовая документация ……………………………......
Состояние терминологических стандартов ………………………….
История стандартизации ……………………………………………...
Проблема стандартизации терминологии …………………………...
Соотношение понятий «теория» и «методология» …………………
О методе восхождения от абстрактного к конкретному ……………
189
195
Лекция тринадцатая. Организационные проблемы общего значения
для библиотековедения, библиографоведения и книговедения ………
Организация научной деятельности …………………………………
Научные школы …………………………………………………….....
Послесловие ………………………………………………………………
Указатель имен …………………………………………………………...
Приложения
1. Представления о месте библиотековедения,
библиографоведения и книговедения в системе наук ………………
2. Программа-минимум кандидатского экзамена
по специальности 05.25.03 – «Библиотековедение,
библиографоведение и книговедение» по историческим,
педагогическим и филологическим наукам …………………………
3. Паспорт нашей специальности …………………………………….
196
196
207
208
212
235
235
238
241
243
252
256
262
6
Стр.6