Аглиуллова, аспир. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова* ФРАНЦУЗСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА И ГЕНЕЗИС ТЕРМИНА “СРЕДНИЙ КЛАСС” Попытка социологического осмысления и исторического обоснования термина “средний класс” делается на базе анализа работ представителей французской исторической школы. <...> Показана эвристическая ценность и теоретико-методологическое значение идей французских историков для современного толкования термина “средний класс”. <...> Ключевые слова: средний класс, “третье сословие”, буржуазия, Великая французская революция, марксизм, структурный функционализм, постиндустриализм. <...> В современной социологии тема среднего класса вызывает весьма острые дискуссии. <...> С одной стороны, этим термином фиксируют реальные социальные общности, выделяемые по различным критериям, с другой — называют средний класс мифом, используемым, как правило, в социально-политических целях. <...> В связи с указанными противоречиями анализ происхождения термина “средний класс” и определение термина в первоначальном смысле, обоснованном исторически, представляется особенно актуальным. <...> Страной, ученые которой впервые обратились к изучению социальных классов, называют Францию1. <...> Первые концепции общественных классов и классовой борьбы были созданы в либеральной исторической школе романтического направления, сформировавшейся в 20-е гг. <...> XIX в. в эпоху Реставрации — в период вторичного ∗ Аглиуллова Алсу Ханифовна — alsuagliullova@rambler.ru 1 См. <...> 153 правления династии Бурбонов, свергнутой в результате французской революции (1789—1794). <...> Луи Блан) характерны историзм научного мышления, признание органического развития общества, объяснение происхождения классов социальными и расовыми факторами, отстаивание интересов буржуазии2. <...> В работах французских историков большое внимание уделяется анализу происхождения и развития третьего сословия, которое в социологической литературе <...>