Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье (1907–1982) в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время категорически избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался, в основном, для обозначения нервнопсихического напряжения. <...> Только в 1946 году Селье начал использовать термин «стресс» для определения общего адаптационного напряжения. <...> Для достижения поставленной цели выдвинем следующие задачи: – получить представление о понятии стресса, его видах и механизмах возникновения, что, несомненно, будет способствовать эффективной социальнопсихологической адаптации и профессиональной самореализации в современных социально-экономических условиях; – сформировать умения и навыки использования методов диагностики стресса и овладение способами, приемами и методами коррекции стрессовых состояний и выработки копинг-поведения. <...> В результате изучения дисциплины «Психология стресса» студент должен: Знать: • общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса (ОК-6); 5 • основные подходы к психологическому воздействию на индивида, группы и сообщества, находящихся в различных эмоциональных состояниях (ОК-7); • правила и процедуры принятия организационно-управленческих решений (ОК-8); • общие подходы к нейтрализации стресса, способы саморегуляции психологического состояния во время стресса (ПК-1); • структуру деятельности профессионала в рамках определенной сферы (ПК-3); • специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска (ПК-5). <...> Уметь: • использовать в практической деятельности психолога различные виды регуляции стресс-реакции организма на негативный фактор (аутогенная тренировка и т.д.) <...> ; • прогнозировать изменения и динамику уровня развития и функционирования различных составляющих <...>
Психология_стресса_(1).pdf
УДК 159.922(075.8)
ББК 88.3я73
М23
Мандель Б.Р.
М23
Психология стресса [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Б.Р. Мандель.
– М. : ФЛИНТА, 2014. – 252 с.
ISBN 978-5-9765-2005-9
Курс «Психология стресса» относится к вариативной части профессионального
цикла обязательных дисциплин (Б3.В.ОД.10) подготовки бакалавра по направлению
«Психология». Курс предполагает работу по двум модулям: «Психология стресса и
его коррекция» и «Психология кризисных ситуаций». Цель изучения курса – формирование
представлений о биологических, психологических и социальных закономерностях
развития стресса, навыков выявления стрессовых факторов в зависимости от
индивидуальных особенностей организма.
Для студентов, аспирантов и преподавателей психологических и педагогических
факультетов вузов.
УДК 159.922(075.8)
ББК 88.3я73
ISBN 978-5-9765-2005-9
© Мандель Б.Р., 2014
© Издательство «ФЛИНТА», 2014
2
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Модуль I. Психология стресса: проблематика, терминология,
дефиниции
Тема 1.
Введение в психологию стресса
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 1
Тема 2.
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 2
Тема 3.
Стресс и болезни
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 3
Тема 4.
Профессиональный стресс. Теории и модели профессионального
стресса
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 4
Тема 5.
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 5
Тема 6.
Особенности профессионального стресса менеджера по
персоналу: синдром эмоционального выгорания
Организационные мероприятия и внутренняя оптимизация
функциональных состояний человека
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 6
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю I
Методика и методология изучения стресса
3
8
8
16
17
36
37
52
53
72
73
92
93
105
106
Литература для подготовки к семинарским занятиям по Модулю I 106
Модуль II. Психология кризисных ситуаций
Тема 7.
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 7
Тема 8.
250
108
Стресс и психология терроризма: суть, виды, причины
возникновения
Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) 108
119
121
Стр.250
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 8
Тема 9.
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 9
Тема 10. Стресс в семье
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 10
Тема 11. Суицидальное поведение как проявление стресса
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 11
Тема 12. Методы и методики оптимизации уровня стресса
Вопросы для самоконтроля по материалам Темы 12
Примерная тематика семинарских занятий по Модулю II
Формирование и поддержание специальной психологической
готовности личности к действиям в экстремальных
ситуациях
129
130
147
148
162
163
179
180
201
202
Литература для подготовки к семинарским занятиям по Модулю II 202
Примерная тематика самостоятельных работ
Примерная тематика контрольных работ
Примерная тематика контрольных рефератов
Список литературы для подготовки реферата
Список классической литературы в помощь изучающим психологию
стресса
Методические рекомендации по составлению реферата/ cтруктура
реферата
Примерный вариант теста для самопроверки
Тезаурус
Примерный перечень вопросов для оценки качества освоения дисциплины
Методические
рекомендации по организации изучения дисциплины
«Психология стресса»
251
204
205
206
206
207
208
209
211
214
216
Стр.251
Приложения/материалы по психодиагностике стресса
1. Инвентаризация симптомов стресса
2. Симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных
условиях»
4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.
Бойко
5. Методика диагностики копинг-механизмов
6. Опросник «Потери и приобретения персональных ресурсов»
(ОППР)
7. Самостоятельное определение симптомов стресса
218
218
221
3. Шкала психологического стресса РSМ25 225
228
235
239
245
8. Приглашение к полемике – «…каждый охотник желает знать…» 248
Учебное издание
Мандель Борис Рувимович
ПСИХОЛОГИЯ СТРЕССА
Учебное пособие
Подписано в печать 30.05.2014.
Электронное издание для распространения через Интернет.
ООО «ФЛИНТА», 117342, Москва, ул. Бутлерова, д. 17-Б, офис 324.
Тел./факс: (495)334-82-65; тел.: (495)336-03-11.
E-mail: flinta@mail.ru; WebSite: www.flinta.ru
252
Стр.252