. .35 История зарубежной философии Миронов Д.Г. Об онтологии Густава Бергмана . <...> Человек и Бог: ключевая проблема спора о божественных вещах . <...> К вопросу о происхождении термина «эсхатология» и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики XX столетия . <...> To the question of the origin of the term «eschatology» and its interpretation in concepts of the biblical hermeneutics of XX century . <...> Лебедев*, С.Н. Коськов** КОНВЕНЦИОНАЛИСТСКАЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЯ В статье анализируется основное содержание конвенционалистской эпистемологии, причины ее возникновения, эволюция, основные версии и место в современной философии науки. <...> Ключевые слова: конвенционализм, эпистемология, язык науки, теория и факты, научные конвенции, научный консенсус. <...> Одной из таких влиятельных общих моделей природы научного знания, которую поддерживали и развивали многие крупные ученые и философы науки XX в., является конвенционализм. <...> Среди видных представителей конвенционалистской философии науки можно назвать таких выдающихся ученых и философов, как А. <...> Каков главный философский тезис, составляющий ядро конвенционалистской методологии научного познания? <...> Разработка конвенционалистской эпистемологии и означала принятие второй возможности. <...> Занимаясь преимущественно математикой и математической физикой, Пуанкаре прежде всего предложил конвенционалистскую трактовку природы математиче20 ского знания. <...> . Поэтому конвенционалистская трактовка природы математического знания имеет, по Пуанкаре, свой предел. <...> Именно Пуанкаре явился подлинным основателем конвенционалистской методологии науки, которая в дальнейшем получила значительное распространение среди ученых и философов науки. <...> Измерение непре23 рывного пространства предполагает обращение к внешнему телу, которое должно выполнять функции метрического стандарта. <...> Но проблема измерения не сводится только к простому выбору метрического стандарта. <...> Для ее осуществления необходимо, чтобы метрический стандарт был самоконгруэнтным, т <...>
Вестник_Московского_университета._Серия_7._Философия_№2_2013.pdf
Московского
университета
Вестник
Серия 7 ФИЛОСОФИЯ
Издательство Московского университета
СОДЕРЖАНИЕ
Онтология и теория познания
Косилова Е.В. Сознание: свобода, смысл, рефлексия и Другие . . . 3
Философия и методология науки
Лебедев С.А., Коськов С.Н. Конвенционалистская эпистемология.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Шестакова М.А. Эстетический поворот в гуманитарных науках. . .35
История зарубежной философии
Миронов Д.Г. Об онтологии Густава Бергмана . . . . . . . . . . . . . .47
Философские проблемы естествознания
Никитин Е.Д. Философия и наука о почве .
Религиоведение
Золотухин В.В. Человек и Бог: ключевая проблема спора о божественных
вещах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Гранин Р.C. К вопросу о происхождении термина «эсхатология»
и его интерпретации в концепциях библейской герменевтики
XX столетия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Философия и культурология
Запесоцкий А.С. Философия и современные российские реформы.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .92
Критика и библиография
Борзенков В.Г. Продолжая лучшие традиции отечественной
философии. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 108
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.60
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
Основан в ноябре 1946 г.
№ 2 • 2013 • МАРТ — АПРЕЛЬ
Выходит один раз в два месяца
Стр.1
CONTENTS
Ontology and Theory of Cognition
Kosilov a E.V. Consciousness: freedom, sense, reflection and the
Others .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Philosophy and Methodology of Science
Lebedev S.A., Koskov S.N. Сonventionalism epistemology .
Shestakov a M.A. Aesthetic turn in the humanities .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 3
.13
.35
History of Foreign Philosophy
Mironov D.G. On Gustav Bergmann’s ontology. . . . . . . . . . . . . . .47
Philosophical Problems of Natural Science
Nikitin E.D. Philosophy and science of soil . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Religious Studies
Zolotukhin V.V. A Human being and God: key problem of controversy
on divine things . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Granin R.S. To the question of the origin of the term «eschatology»
and its interpretation in concepts of the biblical hermeneutics of
XX century . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .83
Philosophy and Culturology
Zapesotsky A.S. Philosophy and modern Russian reforms.
.
.
.
.
.
.
.
.92
Critique and Bibliography
Borzenkov V.G. Continuing the best traditions of Russian philosophy . . 108
© Издательство Московского университета.
«Вестник Московского университета», 2013
Стр.2
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2013. № 2
ОНТОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ
Е.В. Косилова*
СОЗНАНИЕ: СВОБОДА, СМЫСЛ, РЕФЛЕКСИЯ И ДРУГИЕ
В статье обсуждается «трудная проблема сознания» с позиций отношения
мышления субъекта и связи его с Другими. Утверждается, что
светлое поле сознания соответствует свободному осмысленному мышлению.
Краткий анализ того, что делает мышление осмысленным, показывает,
что акт учреждения смысла всегда требует Других. Таким образом,
осмысленное мышление всегда содержит в себе (возможно, скрытое) отношение
к Другим.
Ключевые слова: трудная проблема сознания, смысл, рефлексия, субъект
и Другие.
E.V. K o s i l o v a. Consciousness: freedom, sense, reflection and the Others
The paper discusses “The hard problem of consciousness” from the position
of relations between thinking of a subject and the Others. The author affirms
that the “light area of consciousness” corresponds to free and sensible thinking.
A short analysis of what we call to be sensible shows that the act of establishing a
sense always requires the partnership of the Others. Thus, sensible thinking
always contains (maybe implicit) the attitude to the Others.
Key words: hard problem of consciousness, sense, reflection, subject and the
Others.
1. Необходимость сознания
Как известно, трудная проблема сознания заключается в необходимости
поиска ответа на следующие вопросы: «Почему необходимо
сознание? Почему психические процессы не идут в темноте?»
При этом подразумевается, что они могли бы идти и в темноте.
Примерами психических процессов в темноте являются так называемое
«слепое зрение» (но это довольно редкая патология), а также
такие явления, как лунатизм и совсем уж нередкие автоматические
действия. Особенно интересны такие случаи, когда действия
были совершены на автомате и впоследствии абсолютно забыты.
Иногда человек смотрит на результаты таких действий, точно зная,
что это сделал он, при этом крайне удивляясь: где, собственно,
пребывало его «Я», когда он это делал?
∗ Косилова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры
онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова,
тел 8 (910) 437-56-80; e-mail: implicatio@yandex.ru
3
Стр.3