Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №2 2013

Сознание: свобода, смысл, рефлексия и Другие (60,00 руб.)

0   0
Первый авторКосилова
Страниц10
ID378197
АннотацияОбсуждается "трудная проблема сознания" с позиций отношения мышления субъекта и связи его с Другими. Утверждается, что светлое поле сознания соответствует свободному осмысленному мышлению. Краткий анализ того, что делает мышление осмысленным, показывает, что акт утверждения смысла всегда требует Других. Таким образом, осмысленное мышление всегда содержит в себе (возможно, скрытое) отношение к Другим.
УДК165
Косилова, Е.В. Сознание: свобода, смысл, рефлексия и Другие / Е.В. Косилова // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2013 .— №2 .— С. 3-12 .— URL: https://rucont.ru/efd/378197 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Косилова* СОЗНАНИЕ: СВОБОДА, СМЫСЛ, РЕФЛЕКСИЯ И ДРУГИЕ В статье обсуждается «трудная проблема сознания» с позиций отношения мышления субъекта и связи его с Другими. <...> Утверждается, что светлое поле сознания соответствует свободному осмысленному мышлению. <...> Краткий анализ того, что делает мышление осмысленным, показывает, что акт учреждения смысла всегда требует Других. <...> Необходимость сознания Как известно, трудная проблема сознания заключается в необходимости поиска ответа на следующие вопросы: «Почему необходимо сознание? <...> Почему психические процессы не идут в темноте? <...> Примерами психических процессов в темноте являются так называемое «слепое зрение» (но это довольно редкая патология), а также такие явления, как лунатизм и совсем уж нередкие автоматические действия. <...> Косилова Елена Владимировна — кандидат философских наук, доцент кафедры онтологии и теории познания философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел 8 (910) 437-56-80; e-mail: implicatio@yandex.ru 3 (Важная оговорка: далее мы будем использовать слова «сознание», «Я» и «субъект» как синонимы, если специально не будет указано на разницу между ними.) <...> Итак, психические процессы, по крайней мере, многие, не идут в темноте. <...> Квалия — это переживания, и вроде бы они не могут быть бессознательными. <...> Если кому-то это по-прежнему кажется сомнительным, приведем знакомый, мне кажется, каждому пример, когда человеку доводилось забывать о каком-то переживании, погружаясь, скажем, в неотложную деятельность. <...> Но на самом деле это и вовсе не было в тот момент его сознанием. <...> По моему убеждению, феномен сознания заключается не в способности иметь квалия. <...> Ближе к интуитивному ощущению сознания идея Д. <...> Однако тест на интенциональную установку проходит и крыса. <...> Деннет взял термин Гуссерля «интенциональность», более того, формально он даже сохранил его значение — “aboutness” («быть о чем-то», иметь предмет), но на практике он пошел на поводу у английского языка, где “intention” означает <...>