Делается вывод о необходимости философского осмысления роли почв в жизни природы и общества. <...> Констатируется неполнота научной картины мира в связи с фактическим выпадением в подавляющем большинстве работ по концепциям естествознания и общему землеведению почвенного раздела. <...> Говорится об актуальности развития философии почвоведения, включающей комплекс гносеологических, онтологических, мировоззренческих задач, нуждающихся в ускоренной разработке. <...> Ждать же дальше контрпродуктивно, так как ∗ Никитин Евгений Дмитриевич — доктор философских наук, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Музея землеведения МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> : 8 (495) 939-25-52; e-mail: evgeniaot@mail.ru ∗∗ Cтатья подготовлена совместно с Евгенией Петровной Сабодиной — кандидатом философских наук, научным сотрудником Музея землеведения. <...> . Именно от нее есть все основания ожидать существенной поддержки в развитии и усилении почвоведения, которое, как известно, оформилось в самостоятельную науку в России на стыке XIX и XX вв. благодаря подвижнической деятельности В.В. Докучаева и его соратников [В.В. Докучаев, 1994]. <...> Эта деятельность привела к тому, что почвоведение заявило о себе как фундаментальная наука со своим объектом исследования — почвой, которую в научной картине мира стало необходимым отражать в ранге особого естественноисторического тела природы. <...> Почвоведение же в свете работ Докучаева следовало воспринимать уже как особую отрасль естествознания: «Почвоведение, несомненно, имея первенствующее, так сказать, основное значение для сельского хозяйства, вместе с тем остается самостоятельной отраслью естествознания со своими собственными задачами» [там же, с. <...> Данная установка В.В. Докучаева фиксировала, по существу, междисциплинарное положение почвоведения в системе наук и неоднозначный социальный заказ на него. <...> Естествознание испытывало и продолжает испытывать потребность в почвоведении как одной из важнейших <...>