Организационно-правовые основы
функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза .............. <...> Коммуникативность в профессиональной культуре музыкального исполнителя ....... 49 <...> Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением .. <...> Экологическое воспитание как одно
из направлений в комплексе повышения здоровьесберегающего потенциала студентов ............... 68
История образования <...> Религиозно-просветительная деятельность православного духовенства среди
нерусских народов поволжского края в конце XVIII — начале XIX в. <...> Сущностные особенности интегративно-личностного подхода к развитию
естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся ......................................... 83 <...> 2
№ 4, 2009
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ <...> Ключевые слова: профессиональный стандарт; образовательный стандарт; квалификационные требования; компетенции; профессиональная квалификация; профессиональная сертификация. <...> При
этом профессиональный стандарт позволяет осуществлять контроль (через процедуру регистрации) приобретенных в
ходе практической деятельности профессиональных компетенций, необходимых
для получения профессиональной квалификации — Professional Degree. <...> Основным минусом американской
системы образовательных и профессиональных стандартов следует назвать
отсутствие государственной аттестации
образовательных программ (образовательные стандарты формируются профессиональным сообществом и не имеют статуса национального ГОС), при том
что профессиональный стандарт разработан национальным агентством при
Правительстве США. <...> Профессиональный стандарт
устанавливает требования к ЗУН по квалификационным уровням и используется
в качестве «нормативного документа,
применяемого для подбора и расстановки кадров, планирования и нормирования
труда <...>
Интеграция_образования_№4_2009.pdf
¹ 4, 2009
СОДЕРЖАНИЕ
Мониторинг образования
Т. А. Кузнецова, Н. Н. Матушкин, С. И. Пахомов. Согласование квалификационных требований,
предъявляемых профессиональными и образовательными стандартами к выпускникам вузов ...... 3
Л. И. Найденова. Сущность и особенности формирования концепции качества высшего
профессионального образования в аспекте компетентностного подхода .............................................. 9
À. Â. Гидлевский, Ò. Â. Кошкарова. Трудность учебного тестового çàäàíèÿ..................................... 13
Ñ. Å. Ìàòâååâà. Мониторинговый подход к кластеризации îáðàçîâàíèÿ............................................... 20
Модернизация образования
Т. И. Шукшина, А. А. Лобанов, Е. В. Шавыркина. Организационно-правовые основы
функционирования научно-образовательного центра в условиях педагогического вуза .............. 26
У. В. Данилова, К. И. Сафонова. Некоторые аспекты методики подготовки магистерской
диссертации ................................................................................................................................................... 29
Î. Ì. Сметанина. Образовательная политика и изучение иностранных ÿçûêîâ................................... 32
Í. Â. Êèðèé, À. Ï. Пересыпкин. Через модерацию к новому качеству обучения в âóçå................... 37
Академическая интеграция
О. К. Клопова. Назначение спецкурсов при профессиональной подготовке специалистов
по управлению человеческими ресурсами .............................................................................................. 41
Ю. Б. Иваник. Язык художественных коммуникаций (формирование эстетической компетенции
студентов вузов средствами иностранного ÿçûêà) ................................................................................ 45
А. Ю. Иванов. Коммуникативность в профессиональной культуре музыкального исполнителя ....... 49
В. В. Костыгина. Формирование профессиональной компетентности инженера-строителя в процессе
учебно-производственных практик .......................................................................................................... 54
Ю. Г. Родиошкина. Спецкурсы по физике в техническом вузе как компонент национальнорегионального
образования ....................................................................................................................... 57
Интеграция образования и воспитания
Н. Б. Назарова. Характерные черты аддиктивной личности подростков с девиантным поведением .. 61
Е. В. Акайкина. Комплексная программа развития физических качеств у подростков
в ВМХ-спорте и ее реализация в Республике Мордовия .................................................................... 65
А. А. Бокова, М. С. Забелина, Е. П. Тюрина, А. Боков. Экологическое воспитание как одно
из направлений в комплексе повышения здоровьесберегающего потенциала студентов ............... 68
История образования
В. И. Лаптун. Религиозно-просветительная деятельность православного духовенства среди
нерусских народов поволжского края в конце XVIII начале XIX â. ............................................. 71
Л. Ю. Преснякова. Проблемы реализации гендерного подхода в образовательных учреждениях
России ХХ â. (íà материалах Среднего Ïîâîëæüÿ) .............................................................................. 74
Психология образования
С. А. Оськина. Психологические основы совершенствования коммуникативной компетентности
студента педагогического вуза .................................................................................................................. 79
О. Л. Байзулаева. Сущностные особенности интегративно-личностного подхода к развитию
естественно-научной учебно-исследовательской деятельности учащихся ......................................... 83
И. О. Корокошко. Особенности экономического сознания студенческой молодежи с разными
ценностными ориентациями ....................................................................................................................... 89
© «Интеграция îáðàçîâàíèÿ», 2009
1
Стр.1
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическое образование
А. Д. Тасмуханова. Психолого-педагогические условия личностно-профессионального развития
педагога в системе повышения квалификации ........................................................................................ 94
Ì. Â. Ìîäîíîâà. Конструирование систем математических задач ............................................................. 98
Ю. В. Лукашин. Здоровьесберегающая компетенция как составляющая профессиональной
подготовки студентов педагогического вуза ........................................................................................ 102
Филологическое образование
В. К. Чернин, Д. Н. Жаткин. Особенности перевода А. М. Федоровым монодрамы
Альфреда Теннисона «Ìîä» ................................................................................................................... 107
Л. Д. Кривых. Экспериментальная реализация формирования у студентов неязыковых
специальностей опыта позитивных социальных отношений средствами иностранного языка ...... 111
Рецензии, отзывы, информация
Чудо у Пушкина как предмет научного описания ....................................................................................... 116
Редактор Е. С. Руськина. Корректор Е. С. Потекаева
Компьютерная верстка И. А. Пакшиной
Информационная поддержка Р. В. Карасева
Аннотации, перевод С. И. Янина
Журнал зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати,
телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации ¹ 7714191 от 20.12.02.
Территория распространения Российская Федерация.
Подписано в печать 28.12.09. Формат 70 Ч 108 1/16.
Óñë. ïå÷. ë. 11,20. Тираж 500 ýêç. Заказ ¹ 230.
Редакция журнала «Интеграция образования».
430005, Ñàðàíñê, óë. Большевистская, 68.
http://edumag.mrsu.ru
Отпечатано в ГУП РМ «Республиканская типография Красный Октябрь».
430005, Ñàðàíñê, óë. Советская, 55à.
2
Стр.2
¹ 4, 2009
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ,
ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ
К ВЫПУСКНИКАМ ВУЗОВ
Ò. À. Кузнецова, Í. Í. Матушкин
(Пермский государственный технический университет),
С. И. Пахомов (Управление аттестации научных
и научно-педагогических работников Рособрнадзора, г. Москва)
Рассматриваются вопросы согласованности и преемственности образовательных и профессиональных
стандартов. Проводится сравнительный анализ особенностей российских и зарубежных стандартов
в части требований к компетенциям и профессиональной квалификации выпускников вузов. Предлагаются
пути гармонизации российских образовательных и профессиональных стандартов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт; образовательный стандарт; квалификационные требования;
компетенции; профессиональная квалификация; профессиональная сертификация.
Намеченный переход на новые образовательные
стандарты высшего профессионального
образования, основанные
на компетентностном подходе, придает
актуальность проблеме соответствия
квалификаций выпускников вузов
требованиям работодателей.
Как правило, квалификационные требования
работодателей к выпускникам
вузов оформляются в виде документа,
называемого профессиональным стандартом
(различающимся по отраслям)
[3]. Структура и содержание профессиональных
стандартов определяются видами,
объектами профессиональной деятельности
и решаемыми задачами. Профессиональные
стандарты позволяют
адекватно идентифицировать уровень
профессиональной квалификации выпускников
вузов при приеме на работу, регламентируют
требования к конкретным
должностям и должностной иерархии,
создают мотивацию для профессионального
развития, являются базисом системы
управления качеством профессиональной
деятельности.
Профессиональная подготовка в вузах
России осуществляется в соответствии
с образовательными стандартами,
представляющими собой «совокупность
требований, обязательных при реализации
основных образовательных программ»,
направленных на обучение бакалавров,
магистров и специалистов в
соответствии со сформулированной
в компетентностном формате образовательной
целью.
Как показывает практика, между требованиями,
предъявляемыми к выпускникам
вузов российскими образовательными
и профессиональными стандартами,
существует определенная несогласованность,
определяемая как несоответствием
терминологии, так и концептуальными
различиями.
Соответствие между квалификационными
характеристиками выпускников вузов,
обучавшихся по образовательным
программам высшего профессионального
образования, и квалификационными
требованиями работодателей может
быть достигнуто с учетом международного
опыта. В качестве примера рассмотрим
согласование требований к выпускникам
инженерных специальностей
в ÑØÀ.
Профессиональные стандарты по
инженерным направлениям в США
определены серией документов «United
States Office of Personnel Management
Qualification Standards of General
Schedule Positions. Individual Occupation
Requirements for GS-500
900: All
Professional Engineering Positions», êîòî©
Кузнецова Ò. À., Матушкин Í. Í., Пахомов Ñ. È., 2009
3
Стр.3