ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Е.Н. Подковко
ПЕДАГОГИКА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Направление подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение
Направленность «Информационные технологии
в документационном обеспечении управления и архивном деле»
Квалификация «магистр»
Сургут, 2019
Стр.1
УДК 377(075.8)
ББК 74.48я73
П 44
Печатается по рекомендации
отдела сертификации и методического сопровождения
образовательного процесса
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
Рецензент:
Ниязова А.А., кандидат педагогических наук, доцент
БУ «Сургутский государственный педагогический университет»
П 44
Подковко, Е. Н.
Педагогика профессионального образования : учеб.-метод. пособие. Направление
подгот. 46.04.02 Документоведение и архивоведение, направленность «Информационные
технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле», квалификация
«магистр» / Е. Н. Подковко ; Департамент образования и молодеж. политики ХМАО – Югры,
Бюджет. учреждение высш. образования ХМАО – Югры «Сургут. гос. пед. ун-т». – Сургут :
РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019. – 67, [1] с.
Пособие направлено на формирование у магистров умения проектировать учебный
процесс в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования.
Предназначено для магистров, обучающихся по направлению подготовки 46.04.02
Документоведение и архивоведение, осваивающих учебную дисциплину «Педагогика профессионального
образования». Отдельные материалы возможно использовать на отдельных
этапах реализации программы Практики по получению профессиональных умений и опыта
профессиональной деятельности (Педагогическая).
УДК 377(075.8)
ББК 74.48я73
Подковко Е. Н., 2019
БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2019
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ................................................................................................................................................. 4
Структура разделов учебной дисциплины ............................................................................................. 7
Структура учебных элементов через задачи учебных элементов ......................................................... 8
Раздел 1. Учебный процесс в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования (таблица) ...................................................... 9
Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования (таблица) ............................................................................................................. 11
Раздел 1. Учебный процесс в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования ....................................................................... 13
У.Э. 1.1. Педагогика профессионального образования на современном этапе развития
общества .................................................................................................................................................. 14
У.Э. 1.1.1. Основные направления развития профессионального образования .......................... 15
У.Э. 1.1.2. Педагогика профессионального образования как отрасль научных знаний ............. 19
У.Э. 1.2. Организация учебного процесса в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования ....................................................................... 23
У.Э. 1.2.1. Структурные компоненты модели учебного процесса в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования ................... 24
У.Э. 1.2.2. Отбор учебных задач для достижения дидактических целей учебного процесса
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования .............................................................................................................................. 29
Раздел 2. Деятельность преподавателя при проектировании учебного процесса
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования .............................................................................................................................. 35
У.Э. 2.1. Проектирование учебной дисциплины в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования ................................................ 36
У.Э. 2.1.1. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования .............................................................................................................................. 37
У.Э. 2.1.2. Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при
проектировании учебной дисциплины в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования ....................................................................... 42
У.Э. 2.2. Проектирование учебных занятий в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования ................................................ 48
У.Э. 2.2.1. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования .............................................................................................................................. 49
У.Э. 2.2.2. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования .............................................................................................................................. 56
Критерии оценки освоения учебных элементов .................................................................................... 65
Учебно-методическое и программное обеспечение .............................................................................. 66
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
С одной стороны педагогика профессионального образования является методологией профессионального
образования, с другой стороны выполняет важную социальную миссию – подготовку
специалистов для работы в различных областях деятельности.
Компетентностный подход к подготовке современных специалистов, методология деятельностного
подхода в проектировании и организации учебного процесса являются основой для построения
современного образовательного процесса.
Будущие специалисты в области документационного обеспечения управления и архивного
дела должны уметь проектировать учебный процесс в профессиональном образовании. Освоение магистрами
направления подготовки 46.04.02 Документоведение и архивоведение (Направленность
Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле) учебной
дисциплины «Педагогика профессионального образования» является основанием для формирования
у них умения проектировать учебный процесс в профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования, необходимого для реализации программы
практики (Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
(Педагогическая)) в рамках образовательной программы магистратуры.
Для освоения учебной дисциплины магистры используют знания и умения, способы деятельности,
освоенные в ходе изучения дисциплины «Теория и методология научного познания» и др.
Цели и задачи освоения дисциплины
Цели освоения дисциплины: формирование умения проектировать учебный процесс в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Задачи освоения дисциплины:
1) формировать умение выделять виды деятельности преподавателя при организации учебного
процесса в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования;
2) формировать умение реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя при проектировании
учебного процесса в профессиональных образовательных организациях и образовательных
организациях высшего образования.
Планируемые результаты обучения
Процесс освоения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
способность и готовность разрабатывать методики преподавания документоведческих и
архивоведческих дисциплин (ПК-30);
способность и готовность читать лекции и вести практические занятия в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (ПК-31).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен овладеть следующими компонентами
компетенций:
Знать:
этапы становления и развития профессионального образовании в различные исторические
периоды в России и за рубежом;
объект, предмет, функции, задачи и структуру педагогики профессионального образования;
структурные компоненты модели учебного процесса в образовательных организациях;
основные положения дидактики профессионального образования;
сущность понятий «учебная дисциплина», «методическое обеспечение», виды методического
обеспечения учебной дисциплины в профессиональном образовании;
сущность понятий «организационная форма», «метод контроля», источники формирования
содержания образования, классификации организационных форм и методов контроля в профессиональном
образовании;
сущность понятия «учебное занятие», характерные особенности отдельных видов учебных
занятий в профессиональном образовании;
сущность понятий «метод обучения» и «технология обучения», классификации методов и
технологий обучения.
4
Стр.4
Уметь:
выделять основные направления развития профессионального образования на современном
этапе развития общества;
определять связь педагогики профессионального образования с другими научными дисциплинами;
определять алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса;
определять типы учебных задач и осуществлять их отбор для достижения дидактических
целей учебного процесса в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования;
выделять последовательность действий преподавателя при проектировании учебной дисциплины
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования и давать их характеристику;
осуществлять отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при
проектировании учебной дисциплины в профессиональных образовательных организациях и образовательных
организациях высшего образования;
выделять этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;
осуществлять выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования для решения конкретных дидактических задач.
Иметь опыт:
проектирования учебной дисциплины и учебного занятия в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования.
Дидактические единицы:
1. Основные направления развития профессионального образования.
2. Педагогика профессионального образования как отрасль научных знаний.
3. Структурные компоненты модели учебного процесса в профессиональных образовательных
организациях и образовательных организациях высшего образования.
4. Отбор учебных задач для достижения дидактических целей учебного процесса в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
5. Алгоритм деятельности преподавателя при проектировании учебной дисциплины в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
6.
Отбор содержания, выбор организационных форм и методов контроля при проектировании
учебной дисциплины в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях
высшего образования.
7. Этапы деятельности преподавателя при проектировании учебного занятия в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
8. Выбор методов и технологий обучения при проектировании учебного занятия в профессиональных
образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Общая трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «Педагогика профессионального образования» составляет
3 зачетные единицы, 108 часов, из них: 28 часа аудиторной работы (лекционные, семинарские, практические
занятия) и 78 часов самостоятельной работы, 2 часа – промежуточная аттестация.
Формы организации учебного процесса
Основными формами организации учебного процесса по данной учебной дисциплине являются
лекционные, семинарские и практические занятия, в том числе проводимые в интерактивной форме.
Содержание учебной дисциплины «Педагогика профессионального образования» спроектировано
таким образом, чтобы магистры, освоив умение выделять виды деятельности преподавателя при организации
учебного процесса в профессиональных образовательных организациях и образовательных
организациях высшего образования в рамках раздела 1, смогли продемонстрировать владение умением
реализовывать отдельные виды деятельности преподавателя при проектировании учебного процесса
в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего
образования в рамках раздела 2.
5
Стр.5
Формы и виды контроля
Основными формами текущего контроля освоения содержания дисциплины «Педагогика
профессионального образовании» являются ответы на вопросы семинарских, практических занятий,
заполнение таблиц, составление схем, решение педагогических задач, защита методических разработок
и др.
Промежуточная аттестация по дисциплине «Педагогика профессионального образования»
осуществляется в форме экзамена, который выставляется по результатам освоения двух разделов и
результатов защиты методической разработки.
Образовательные и информационно-коммуникационные технологии
В процессе освоения содержания дисциплины «Педагогика профессионального образования»
используются следующие образовательные технологии: технологии работы с информацией, организация
групповой дифференциации, проблемный метод, анализ ситуаций, защита методических разработок
и др.
6
Стр.6