11 (769)
Учредители:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ
ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕдАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНО
ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
! <...> Подавляющее число нарушений в
(МСУ) и выборных должностных
деятельности органов и должностных
лений своими полномочиями со сто
роны
местного
лиц МСУ, а вместе с тем гарантиро
вать мунициnальным образованиям
защиту от нео6основанноrо вмеша
тельства в их деятельность, Россий
ская ~едерация, как суверенное го
курорехого надзора. <...> М СУ составляют только часть иэ
о6щеrо массива обжалованных в суд
ным (представительным) органом
государственной власти субъекта
Федерации на основании заключения
органов
и должностных
лиц
nравовых актов), в то >ке время
протестам
прокурорав
изменено в
1997 r.
отменено
свыше
21
no
и
тысячи
незаконных правовых актов органов
самоуп
местного самоуправления 3 •
Прокурарами в nорядке общего
равления Конституции Р~. феде
надзора nроверяется законность всех
суда о признании несоответствия де
ятельности
ральному
органа
местного
законодательству,
законо
дательству субъекта ~едерации и
уставу муниципального образования
и предусмотрена п. 3 ст. 49 Феде
рального закона ~об общих принци
пах
... <...> Принятие
мер
прокурарекого
реагирования
происходит более оперативно, чем
принятие судебных решений. <...> 13 Положения о порядке
постановки на квартирный учет граж
ветствия
должностными
деятельности
органа
или
выборного должностного лица мест
ного самоуправления нарушений,
установленных
nрокурором,
nред
ставляется обоснованным и целесо
образным. <...> Этот
пункт устанавливал трехгодичный
•ценз оседлости• для осуществления
права постановки на квартирный учет
в городе и противоречил требовани
ям Конституции РФ, федерального
и областного законодательства. <...> Такие оценочные категории, как це
лесообразность, справедливость, пра
в отрыве от критерия за
конности при осуществлении проку
исnользоваться
не
граждан.
могут. <...> Теория и практика прокурарекого
i
надвора <...>
Законность_№11_1998.pdf
ШКОЛА КАДРОВ ДЛЯ МОСКВЫ
кивают исключительно серьезный
настрой поступивших, по-настоящему
взрослое видение ими своего будущего,
которое, по их убеждению,
непременно будет связано с nрокуратурой.
Педагогический
коллектив вуза
видит свою задачу не только в передаче
своим nитомцам необходимой
суммы знаний, но и в том, чтобы
выпустить их из стен института прокурарекими
работниками по убеждению.
Этому помогут и квалификация
преподавателей, и детально nродуОткрытие
Института прокуратуры
МГЮА, который был учрежден по
инициативе Генерального nрокурара
РФ Ю. Скуратова и ректора МГЮА
академика О. Кутафина, наш журнал
упредил публикацией еще в
г. Ч:то же произошло за это время?
Директор
Института В. Эминов и
его заместитель В. Дедюхин хотя и
С КУГ''
ИДt
за,l
со
ни
~
об
:Л е
lf
со
те
~
rи учебный процесс, и основаiЯ
компьютерная база.
>вом, у прокуратур Москвы и
)сковья есть все основания рас3ать
на добротное пополнение.
;<олько номентов будней Инстишечат
л ел наш фотокорреспон:.
МАСЛОВ.
Е
:·
~
----~ ~-~~подмосковья
1996
XOJ:
-......
'
И
•
•
Стр.1
N!! 11 (769)
Учредители:
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
РЕдАКЦИЯ ЖУРНАЛА
ЗАКОННОСТЬ
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ПРАВОВОЙ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКИЙ
ЖУРНАЛ
!-JЗДАЕТСЯ С 1934 ГОДА
Главнwй редактор ЗАИКИН Н. П.
Редакционная коллегия:
КАРЛИН А. Б., КЕХЛЕРОВ С. Г.,
КОБЗАРЬ В. А., КОНДРдШКОВ Н. Н.,
СМИРНОВ Г. П., ТАРАНЕНКО В. В.
Технический редактор ЕВСТИГНЕЕВА Н. К.
Корректор НИЗАМОВА Т. И.
Адрес редакции: 103868, ГСП. Москва К-9.
б. Дмитровка, д. 9, строение б
Теnефон: 229-01-06.
Сдано в набор 28.09.98.
Подписано в nечать 29.10.98.
Формат 70х108 1/16. Бумага кн .-журн. Офсетная
nечать. Уел. nеч. л. 5,6. Уел. кр.-отт. 5,93.
Зак. 4572
Ордена Трудового Красного Знамени Чеховекий
nолиграфический комбинат Государственного комитета
Российской Федерации по nечати
142300, г. Чехов Московской области
Тел. (272) 71-336, факс (272) 62-536
1998
© «Законность•, 1998.
Стр.2
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР
Е.БЕРКОВИ'I
Л ероый за.местите.ль прокурара
z. Ростова-на-Дону
Деятельность органов и доJrжностных
лиц местного самоуправления
должна соответствовать Конституции
Российской ~едерации, федераль·
ным законам, конституции (уставу)
и законам субъекта Федерации, уставу
мунициnального образования.
Как подчеркнуто в постановлении
Конституционного Суда Р~ от 16
октября 1997 г. по делу о проверке
конституционности п. 3 ст. 49 Федерального
закона •Об общих принципах
организации местного самоуправления
в Р~•, чтобы обеспечить реализацию
указанных конституционных
положений, а также защитить
nрава граждан (в том числе, nраво
на осуществление местного самоуnравления)
от возможных злоуnотреблений
своими полномочиями со стороны
местного самоуправления
(МСУ) и выборных должностных
лиц МСУ, а вместе с тем гарантировать
мунициnальным образованиям
защиту от нео6основанноrо вмешательства
в их деятельность, Российская
~едерация, как суверенное государство,
вправе предусмотреть адекватные
меры ответственности органов
И ДОЛЖНОСТifЬIХ ЛИЦ МеСТНОГО
самоуправления, в том числе досрочное
прекращение их полномочий.
Такая процедура досрочного прекращения
полномочий законодательным
(представительным) органом
государственной власти субъекта
Федерации на основании заключения
суда о признании несоответствия деятельности
органа местного самоуправления
Конституции Р~. федеральному
законодательству, законодательству
субъекта ~едерации и
уставу муниципального образования
и предусмотрена п. 3 ст. 49 Федерального
закона ~об общих принципах
...•.
Практика
применения этой нормы
уже есть. Так, Верховный суд Рее2
публики
Бурятия обоснованно признал
деятельность главы местного
самоуnравления и мэра r. Улан-Удэ
В. Шаповалова не соответствующей
Конституции РФ, Конституции Республики
Бурятия, федеральным законам
и законам субъекта ~едерации.
Суд установил, что Шаловалов
систематически допускал нарушения
трудового, жилищного, семейного
законодательства, nринимал по некоторым
вопросам гражданских правоотношений
решения с иревышением
своих должностных nолномочий1.
Вместе
с тем, на наш взгляд, законодатель
в ст. 49 ~едерального закона
•06 общих принципах .. .• необоснованно
сузил число оснований
для nостановки воnроса о признании
несоответствия деятельности органов
и должностных лиц МСУ требованиям
законодательства только до
нарушений, установленных судом.
Подавляющее число нарушений в
деятельности органов и должностных
лиц местного самоуправления выявляется
и устраняется средствами nрокурорехого
надзора. Так, судами РФ
общей юрисдикции в 1997 r. было
рассмотрено только 1636 гра>кданских
дел о признании незаконными
правоных актов, из них удовлетворено
74,4 %2 (незаконньrе правовые
акты органов и должностных лиц
М СУ составляют только часть иэ
о6щеrо массива обжалованных в суд
nравовых актов), в то >ке время no
протестам прокурорав отменено и
изменено в 1997 r. свыше 21 тысячи
незаконных правовых актов органов
местного самоуправления3
•
Прокурарами в nорядке общего
.N9 5, с. 3-5.
2 •Работа судов РФ в 1997 r.• - Росси!\надзора
nроверяется законность всех
1 Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998,
сJ<ая юстиция, \998, .N9 7.
3 Скуратов Ю. И. • Перелома можно добиться,
лишь возродив соuиальную профилактику
nрестулности•.- Российская газета, 1998,
7 аnреля.
!
'
'
1 1
1
t
1
'
1
f
~
t·
!
t
t
Стр.3